Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Новости 27-02-2014


Объединение потребителей России предлагает вернуть муниципальный уровень защиты потребителей


27-02-2014
        
Объединение потребителей России направило свои предложения в рабочую группы Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по исполнению поручения Президента РФ по совершенствованию системы организации местного самоуправления.

В обращении председателя Движения Алексея Корягина в частности сказано следующее.

В Послании Федеральному Собранию 2013 года Президент России Владимир Путин отметил проблемы в системе местного самоуправления, которые напрямую связаны с  обеспечением защищенности потребителей на муниципальном уровне. В частности, Владимир Путин указал на фактическое отсутствие у местной власти полномочий в сфере образования, здравоохранения, социальных услуг, а также на невозможность граждан «принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни», что делает потребителей практически беззащитными на этом уровне.

Объединение потребителей России – самая массовая общественная потребительская организация – направляет на рассмотрение рабочей группы Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» свои предложения, касающиеся реформирования местного самоуправления в части расширения полномочий в области защиты потребительских прав граждан, а также  по формированию дополнительных источников финансирования такой деятельности.

Предложения Объединения потребителей России сводятся к следующему.

I. Заложенные в законодательстве РФ уровни муниципальной и общественной защиты прав потребителей не действуют, в первую очередь, по причине отсутствия  корреспондирующих норм.

Действующая редакция Закона РФ «О защите прав потребителей» (ст. 44),  наделяя органы местного самоуправления полномочиями по защите прав потребителей, возлагает на них право:
- рассматривать жалобы потребителей, поступающие, в том числе, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;
-   консультировать потребителей по вопросам защиты прав потребителей;
- обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей);
- извещать федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), о фактах выявления по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.
Одновременно, пункт 2 статьи 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» наделяет общественные объединения потребителей правом направлять в органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей, выявленных ими в ходе проведения общественного контроля, для проведения проверки этих фактов  и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению таких нарушений.  
Упомянутые статьи закона не работают - осуществлять указанные действия местные власти не имеют реальной возможности по нескольким причинам:
1) Закон «О защите прав потребителей» не наделяет органы местного самоуправления правом проверить информацию о фактах нарушений прав потребителей, поступившую от общественных объединений потребителей  - статья 44 упомянутого Закона   ограничивает их обязанности только рассмотрением жалоб, поступивших от граждан-потребителей;

2)  Закон «О защите прав потребителей» не наделяет органы местного самоуправления правом извещать надзорные органы о любых фактах нарушения прав потребителей, поступивших от граждан-потребителей,  - статья 44 упомянутого Закона  наделяет их правом извещать:
- во-первых, только федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);
- во-вторых, только о товарах (работах, услугах) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
- в-третьих,  выявленных только по жалобе потребителя;

3) Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» наделяет органы местного самоуправления правом проведения муниципального контроля только по вопросам местного значения, но вопросы защиты прав потребителей  федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"  не относит к вопросам местного значения муниципальных поселений, районов и городских округов.
Все это приводит к тому, что органы местного самоуправления, особенно в городах федерального значения, не рассматривают жалобы на нарушения прав потребителей, а в лучшем случае только сообщают  заявителям - гражданам и общественным объединениям потребителей о необходимости обращения в надзорный орган, обосновывая это отсутствием полномочий, права самостоятельно осуществлять проверочные мероприятия,  соответствующего финансирования. Таким образом, защита прав потребителей на муниципальном уровне и во взаимодействии с общественными организациями потребителей практически не осуществляется.

Объединение потребителей России предлагает расширить полномочия органов местного самоуправления и отнести вопросы защиты прав потребителей к вопросам местного значения, предоставить органам местного самоуправления полномочия по проведению самостоятельных проверочных мероприятий (муниципального контроля) в сфере потребительского рынка. Предоставить им право на проведение проверок в случае получения от потребителя (группы потребителей, общественных объединений потребителей) информации (заявления) о нарушениях потребительского законодательства с правом  последующего обращения в орган государственного надзора по результатам этих проверок, а также в другие контрольно-надзорные органы и судебные инстанции.

II. Заложенный в законодательстве РФ уровень муниципальной защиты прав потребителей не действует также по причине того, что расходы на него не предусмотрены в бюджете.

Предлагаем законодательно закрепить право органов местного самоуправления при формировании бюджетных расходов планировать средства на защиту потребительских интересов граждан.

Дополнительный источник финансирования деятельности органов местного самоуправления предлагаем формировать, в том числе, за счет перераспределения сумм штрафов, взыскиваемых с недобросовестных предпринимателей – ответчиков по делам о защите прав потребителей в случае нарушения ими законодательства. 

В соответствии с действующими нормами Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае если в суд в защиту потребителей обращаются представители органов местного самоуправления, то в их пользу взыскивается пятьдесят процентов от определенной судом суммы штрафа, а оставшиеся пятьдесят процентов - в пользу потребителя, интересы которого защищались в суде. (Для справки: общая сумма штрафа, взыскиваемая с ответчика за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, составляет пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя).

Считаем необходимость изменить такой порядок взыскания штрафа. Предлагается  в случаях, когда в защиту прав потребителя обращаются представители органов местного самоуправления, всю сумму штрафа, определенного судом, взыскивать в пользу органа местного самоуправления, который смог восстановить нарушенные потребительские права гражданина. Такой порядок может стать хорошим стимулом для работы местных властей в направлении защиты потребителей, поможет формированию муниципальных бюджетов.