Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Новости 27-03-2014


Сергей Железняк: Закон о правах потребителей требует поправок


27-03-2014


Сергей Железняк,

заместитель председателя Государственной Думы, 
координатор Социальной платформы,
председатель Федеральной экспертной комиссии
по вопросам потребительской политики
Объединения потребителей России





Россияне часто критикуют законодателей за то, что они не всегда прислушиваются к мнению избирателей, вовремя не принимают нужные законы и с опозданием реагируют на изменение ситуации в стране. Парламентариям, безусловно, необходима такая критика, потому что таким образом мы получаем обратную связь с избирателями и она помогает нам разрабатывать нужные и актуальные законы. Много предложений поступает и от общественных организаций. Некоторые из них готовы участвовать в законодательном процессе, однако есть вопросы, которые требуют ещё большего включения экспертного сообщества.

Взять, например, законодательство о защите прав потребителей — с некачественной продукцией время от времени сталкивается каждый россиянин. Все знают, как некоторые продуктовые магазины пытаются продать людям просроченные мясо, рыбу, кондитерские изделия, молочные продукты. Иногда на прилавки попадают трансгенные продукты и даже произведённые с использованием ядохимикатов. В продовольственных отделах людям предлагают некачественную одежду, обувь, мебель, бытовую технику и даже мопеды и велосипеды, использование которых может привести к несчастному случаю. Родители маленьких детей недовольны качеством игрушек и товаров для малышей.

Огромное количество вопросов у людей вызывает интернет-торговля и сложности с возвратом онлайн-магазинам бракованных товаров. Чтобы получить назад свои деньги, нужно пройти через большие трудности, и никто при этом не гарантирует, что покупатель вернёт свои деньги.

В России немало общественных организаций, готовых помочь людям отстоять права, но ещё больше тех, которые занимаются только фиксацией нарушений. Они кивают на несовершенство законодательства, которое якобы своим бездействием поощряет продавцов некачественных товаров.

Несомненно, уровень защиты прав потребителей смело можно назвать одним из наиболее значимых индикаторов социального благополучия в обществе, а законодательство в этой сфере — фактором влияния на качество жизни граждан. Чтобы она стала лучше, нужно ликвидировать белые пятна в законодательстве потребительской сферы, но для этого необходима поддержка всего общества.

Принято считать, что в России уже создана национальная система защиты прав потребителей. Она состоит из четырёх уровней такой защиты — федерального, регионального, местного и общественного, а все полномочия оговорены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей».

К сожалению, приходится констатировать, что самого главного — муниципального уровня защиты прав потребителей в России не существует. Муниципалитеты лишили необходимых для этого полномочий, и теперь они не могут даже финансировать работу по защите прав потребителей.

В России идёт реформа системы местного самоуправления, и, на мой взгляд, сейчас самое время наделить такими полномочиями власть на местах. Аналогичное мнение недавно высказывала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она отметила, что наши граждане со своими жалобами на некачественные продукты привыкли идти в местные органы власти и поэтому местное самоуправление должно иметь возможность оперативно реагировать на поступившие к ним обращения граждан.

Для многих очевидно, что правовое регулирование национальной системы защиты прав потребителей уже вышло за рамки федерального закона. Сегодня контролем в этой сфере должны заниматься институты государства и общества, полномочия или предмет деятельности которых в той или иной степени связаны с защитой граждан от недобросовестных хозяйствующих субъектов. Элементами такой системы могут стать прокурорский надзор, конт­рольно-надзорные органы в сфере потребительского рынка, экспертные организации. Потребители должны получать судебную защиту, включая исполнительное производство.

Потребительское законодательство также нуждается в постоянной модернизации по причине развития социально-экономических отношений, в том числе интеграционных процессов — функционирования Таможенного союза, изменений конъюнктуры рынков.

Экспертным сообществом предложены поправки в законы «О защите прав потребителей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принятие поправок в Закон «О защите прав потребителей» позволит органам местного самоуправления реализовать программы по защите прав потребителей, оградить людей от поставщиков контрафактной, некачественной продукции, недобросовестной рекламы и услуг, отстаивая интересы покупателей в суде. Все эти законодательные инициативы должны пройти так называемое нулевое чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества.