Главная Закон "О защите прав потребителей" Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребитель и общество
 
Электронная библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...
  • 7 лет назад мы купили холодильник производства Германия. Вчера получили из авторизованного центра акт о невозможности ремонта (утечка фреона в запененной части). Скажите, пожалуйста, какие параметры должны учитываться при выдаче нам нового холодильника? Имеем ли мы право получить холодильник производства именно Германии, как тот, который был куплен нами в 2010 году?
Ответ...


Агенство информирования потребителей

Федеральный проект Знак качества

Интернет издание ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ

ОПР - Московское отделение

ОПР - Крымское отделение

Региональная общественная организация Общество защиты прав потребителей Московской области

Профсоюз Евразия

Школа муниципального политика



Информация о Движении Новости 24-07-2014


«Знак качества» приступил ко второму этапу акции «За открытое образование!»


24-07-2014

Участники проекта «Знак качества» завершают первый этап акции «За открытое образование!» - мониторинг соблюдения высшими образовательными учреждениями  требований к информационной открытости их деятельности на официальных сайтах организаций. Одновременно начинается ее следующий этап – контроль размещения информации для абитуриентов и студентов в помещениях, где официально размещаются образовательные учреждения и проходит образовательный процесс.  

О ходе акции «За открытое образование!» и ее первых результатах сообщил Алексей Корягин – руководитель проекта:

- На сегодня общественные эксперты фактически завершили первый этап акции. В течение месяца экспертно-правовым бюро проекта, совместно с Объединением потребителей России, проверены сайты 46 вузов, из которых   10 -  государственные образовательные учреждения - в их числе Российский государственный социальный университет (РГСУ), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Российский государственный университет туризма и сервиса (РГУТиС) и другие, не менее известные высшие учебные заведения.

Основаниями формирования выборки ВУЗов для проведения мониторинга стали открытые источники информации, в том числе рекламные объявления, отзывы студентов, размещенные в сети Интернет,  результаты обследования  Минобрнауки эффективности ВУЗов, публикации СМИ о качестве образовательных услуг, а также обращения потребителей  в Объединение потребителей России в различных субъектах РФ, где действуют московские образовательные учреждения.

В результате первого этапа акции сформировалось две группы организаций, совершенно по-разному соблюдающие требования законодательства об открытости своей деятельности.

В июле по результатам мониторинга в список добросовестных ВУЗов вошли негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский новый университет» (НОУ ВПО РосНОУ) и Евразийский открытый институт - обладатели образцовых, с точки зрения общественных экспертов, информационного наполнения их сайтов.  Общественные контролеры, проводившие осмотр сайтов,  отметить также, наряду с полным соблюдением требований об информационной открытости, проявление доброжелательного отношения к студентам и  абитуриентам в целом.

Одновременно количество ВУЗов, попавших в «черный список»  существенно возросло.

Перечень наиболее типичных «информационных пробелов» на сайтах не изменился.

В подавляющем большинстве случаев - это отсутствие или неполная информация о реализуемых учебных программах, федеральных государственных образовательных стандартах (98%), стоимости обучения (45%), преподавательском составе (48%).

Показательно, что 80%  ВУЗов не считают нужным публиковать сведения о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям и т.п). Примерно такое же количество обследованных учебных заведений «умалчивает» о наличии общежития (интерната)  и формировании платы за проживание в общежитии.

Образцы договоров об оказании платных образовательных услуг размещает на своих сайтах не более половины обследованных ВУЗов.

Одним из итогом первого этапа акции «За открытое образование!» стало направление в адрес ВУЗов уведомлений о ненадлежащем предоставлении потребителям информации, установленной статьей 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и статями 8-10 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также запросов о предоставлении образцов договора оказания платных образовательных услуг для последующего анализа юристами проекта. В отдельных случаях,  дополнительно были запрошены  копии документов, являющихся правовым основанием для осуществления образовательной деятельности (в виду отсутствия таковых на сайте). Всего было направлено 18 таких обращений.

Большинство из проконтролированных ВУЗов оперативно представили запрашиваемые документы, сообщив также, что приступили к устранению недостатков на собственных официальных сайтах.

В случае игнорирования руководством ВУЗов  требований закона к информационной открытости и прав потребителей на информацию об исполнителе и услугах планируется направлять  сведения о противоправных действиях  в надзорный орган и заявления в суд в защиту неопределенного круга потребителей. 
Вместе с тем, общественные эксперты не считают работу с такими образовательных учреждениях завершенной – окончательное заключение об их информационной открытости будет вынесено по результатам повторных мониторингов сайтов и осмотра информационных стендов в помещениях, где расположены сами учреждения и проходит обучение, а также правовой экспертизы договоров на предоставление образовательных услуг.

С 22 июля  общественные контролеры приступили ко второму этапу мониторинга, задача которого – в посещении ВУЗов по месту осуществления ими образовательной деятельности, чтобы проверить, оборудованы ли учебные заведения информационным стендами, на которых должны быть представлены сведения об организации и об учебном процессе (в частности, о государственной регистрации учреждения и наименовании зарегистрировавшего его органа, номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия лицензии и (или) свидетельства об аккредитации, режиме работы ВУЗа).

И хотя предварительные итоги данного этапа контроля – подводить преждевременно, но уже сейчас ясно - в 12  столичных ВУЗах, куда приходили для общественного контроля участники акции, информационные стенды, по крайней мере, присутствуют. Правда, в отдельных случаях посещения выявили неожидаемым результаты. Например, в одном из ВУЗов общественным контролерам не удалось встретить ни сотрудников института, ни руководство, а размещенные на информационных стендах (и на официальном сайте ВУЗа) номера телефонов – не отвечали.

В августе общественный контроль соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, будет продолжен.

Наряду с повторным изучением сайтов будет проводиться претензионное взаимодействие с ВУЗами по исправлению неудовлетворительной ситуации с раскрытием информации.

В августе также начнется и третий этап акции «За открытое образование!» – юристы Объединения потребителей России приступят к анализу договоров оказания платных услуг, заключаемых ВУЗами со студентами. Договоры будут проверяться на предмет соответствия их условий действующему законодательству, в том числе на наличие условий, ущемляющих права потребителя или снижающих уровень предоставления законом гарантий.







    Яндекс.Метрика