Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Председатель Движения Потребители – сиротская доля


ВЫБОРАМ – 2016 ПОСВЯЩАЕТСЯ

Потребители – сиротская доля

сентябрь 2016

Политика Народного Большинства, над которой мы сейчас работаем в ОПР, формируется из актуальных предложений самих граждан о том, как сделать нашу жизнь более справедливой и достойной. Значительная часть тезисов Политики Народного Большинства посвящена защите прав потребителей, как ключевой социально-экономической сфере. И так как ОПР открыто для сотрудничества со всеми народными силами (политическими партиями и общественными организациями), я счел необходимым ознакомиться с предвыборными программами основных политических партий, участвующих в выборах – 2016, и посмотреть – как они собираются защищать интересы потребителей.

Откровенно говоря, сделать такой даже краткий анализ оказалось сложнее, чем думалось из-за того, что кроме пунктов в программах партий, касающихся защиты потребителей, было много того, на что стоило бы обратить внимание хотя бы на их полях. А в программах - творения на любой ум: экономические работы карлмарксовой глубины, приглашения в клубы по интересам, «плачи Ярославны», ультиматумы государству, заклинания и ругательства, но в большей степени – шоу «политические пельмени» - не скучно, одним словом, зачитаешься. 

Так стали появляться эти заметки на полях партийных программ, в которых не замечено большого интереса к теме защиты прав потребителей со стороны кандидатов, что говорит об отсутствии у большинства из них политического нюха и электоральной дальнозоркости. В итоге вывод - поле потребительских интересов остается пока во всех смыслах – невспаханным.

Сегодня можно констатировать, что еще очень мало кто понял (там – «на верху» и среди политиков), что национальная политика защиты  потребителей (или можно назвать как-то иначе – в области защиты потребителей и т.п.) – это одна из главных составляющих для сохранения атмосферы социального благополучия в обществе. 

С этого места начинается сериал, посвященный теме защиты потребителей в партийных программах. Так, по списку партий, опубликованном на сайте Центризбиркома,  федеральные списки которых ЦИК заверил, и пойдем. Точнее -  по предвыборным программам, делая на их полях отметки.

Серия 1.

«Российская партия пенсионеров за справедливость»

Эта «партия пенсионеров» поступила правильно, заявив сразу в своей программе, что «нас более 42 миллионов человек», положив тем самым свою политическую лапу сразу на всех пенсионеров нашей страны. Что тут сказать?  – считай дело сделано, партия уже в Думе, против таких цифр не попрешь – смоет. Проведена такая коллективизация пенсионного электората, видимо, чтобы у другой «партии пенсионеров», которая тоже окармливается на этой же лужайке, не возникало искуса проводить агитацию среди «не своих» пенсионеров. Мол, все – наши! Да, я слышал, что некоторые люди с возрастом становятся более агрессивными, значит – правда. Кстати, последние – сентябрьские сводки сообщают о новых интригах в РППС, где предвыборная атмосфера продолжает накаляться.

Напрямую о защите прав потребителей в программе этой партии ничего обнаружено не было. Но кое-какие программные пункты интересов потребителей касаются.

Например,  есть разделы «В сфере ЖКХ и жилищной политики», «В здравоохранении», набитые одновременно общими пафосными пунктами типа – «все цены и тарифы в ЖКХ должны быть экономически обоснованными» или «создание оптимальной для России национальной модели здравоохранения». Кто бы с этим не согласился?

Скачки напряжения на программной шкале были зафиксированы мной в ее пиковых точках:  от - «создание постоянно действующей горячей линии» для пенсионеров,  до - «сплочение многонационального народа России». 

Словом, в программе - ничего конкретного, нового, кроме желания использовать «пенсионный ресурс» для прохождения в думу. В этом году ход, конечно, не сработает, но еще не вечер – пенсионеров у нас становится больше, а продолжительность жизни увеличивается. Перспективы есть.

Серия 2. «Гражданская Сила»

Надо признать, что эти ребята со своим штампованным партийным названием (таких аналогичных «гражданских сил» целая грядка) значительно выросли ровно за последние два года в программном смысле. Предвыборная программа этой партии в 2014 году умещалась всего на одной странице, состояла из вступления и пяти программных пунктов, заканчиваясь замечательной фразой, обращенной к гражданам России, то есть избирателям – «Мы вас не подведем!». Искренне, молодцы! Лучше бы они в эти пяти пунктах и оставались – там все просто и понятно, можно прочитать быстро и до конца. Но они выросли до настоящей монументальной программы из двадцати страниц - 15 параграфов с заключением. Больше она, конечно, смахивает на занудный доклад для какого-то из этих многочисленных форумов, где политики пересказывают друг другу чужие публикации. Но сама программа очень грамотная, в ней все, как у людей – обстоятельно с фразами типа «Подчеркнем еще раз важность …».

Особенно мне понравились заголовки ее параграфов. Например, один из них под номером пять  – «Справедливый суд – справедливое общество!» Да, именно так – с восклицательным знаком. Что интересно – 11 названий параграфов заканчиваются восклицательными знаками. Не пойму – почему только 11, причем именно те, которые размещены в середине этого эпохального документа. Напрашивается только объяснение одно – авторы постепенно с третьего параграфа входили в состояние политического экстаза и немного выдохлись к пятнадцатому. Не хватила запала, ничего – такими темпами быстро окрепнут.

Возвращаюсь к пятому - «Справедливый суд – справедливое общество!». Уверен, что здесь над автором довлели образы из «Кавказской пленницы». Но такое влияние он смог преодолеть, диалектически развив тезис Труса, выдвинутый последним в ходе известного исторического судебного кинозаседания. Теперь же все встало на свои места, а то была какая-то у Труса незаконченность.

Ознакомившись с профильными для моей темы параграфами этой программы, и наткнувшись на фразу в разделе о ЖКХ – «У граждан должен быть выбор между управляющими компаниями», я понял, что ищу не в том месте. Так как такое право уже закреплено в Жилищном кодексе.

Серия 3. «Яблоко»

Начинаем изучать предвыборную программу «Яблока», здесь замах до президентских выборов 2018 года (лучше бы сразу до 2024-го).  Здесь сразу же чувствуется величие экономического мышления Григория Явлинского. Правда, времени на изучение этого «яблоневого сада» уйдет несколько дней. Партии до сих пор путают научные работы и политические программы. Программа яблочников называется «Уважение к человеку» (что это – констатация? требование?) и похожа на книгу с социально-экономическими обзорами, партийными мемуарами, напичканную обличительными тезисами в адрес руководства страны, цифрами, общими фразами, другими излишними для предвыборной программы составляющими.

Впрочем, есть краткая версии программы партии «Яблоко», размещенная на официальном сайте. Грамотное решение. Думаю, что в таком кратком варианте из десятка страниц можно было бы изложить саму программу, оставив публицистику и статистику для книг, журналов и газет. Впрочем, и в краткой версии программы чувствуется большое желание убедить в том, что живем мы плохо, сопровождаемое потоками штампованных фраз о справедливости и сильном государстве.

Но «яблочники» (как и некоторые другие  партии) подготовились к выборам еще по одному направлению, и оно мне очень нравится, так как и ОПР делает таким же образом, - разместило очень полезный и ясный раздел – «План законодательной работы фракции «Яблоко» в Государственной думе РФ». В этом плане по параграфам размещены основные концепты партии по изменению законодательства. Вот, мол, смотрите – какие законопроекты мы будем вносить в Госдуме, если в нее пройдем. Это очень конкретный раздел, важнее, на мой взгляд, чем их программа.

И, наконец-то! Я вижу раздел – Права потребителя. Правда, с инициативами здесь очень куце – всего два пункта, да и те второстепенные. «Яблоко» предлагает предоставить потребителю право инициировать иски в защиту неопределенного круга лиц, а также предоставить потребителями и обществам потребителей инициировать административные дела против нарушения прав потребителей (последнее явно не в компетенции физических лиц и общественных организаций).

Так же есть предложение о законе «О защите прав потребителей жилищных и коммунальных услуг», устанавливающего особенности регулирования правовых отношений между потребителями и поставщиками жилищных и коммунальных услуг.

Хоть что-то по нашей теме. Но надо признать, что все эти отдельные предложения яблочников демонстрируют ущербность их взглядов на защиту прав потребителей. Такие отдельные урывочные предложения показывают, что у них нет целостного взгляда на потребительскую политику и потребительское законодательство, как правовую отрасль. Такие вырванные из общей системы потребительского законодательства акты (если они вступят в действие) в итоге будут провоцировать дублирование нормативно-правовых актов, способствовать еще большему запутывания в правовых лабиринтах самих потребителей, судей, юристов. Тенденция – не та. Вместо объединения и гармонизации норм потребительского законодательства, «яблочники» идут в обратном направлении – их разделения.

Какой в принципе здесь выход? Если кратко, во-первых, принятие Национальной потребительской политики, которая определила бы в целом стратегию защиты прав потребителей в нашей стране. И, во-вторых, разработка на ее основе Потребительского кодекса. Все эти предложения давно и последовательно сформулированы нашим Движением.

В других разделах этого плана «яблочников» есть предложения, касающиеся положения потребителей, в том числе – закон «О народных рынках» и другие.

В целом, конечно, немного для национального потребителя – обманутого, обворованного и забытого. Явно не достаточно для его защиты в современных условиях, как потребителей, так и национального потребительского рынка.

Продолжение:
     

Хотите регулярно читать интересные статьи?

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ: