|
|
|
|
Хроника пикирующего потребителя
Подмосковное Управление Роспотребнадзора скромно – на страничку текста - сообщило об итогах своей деятельности по защите прав потребителей в судебном порядке за прошлый год.
Направление это, как пишет Роспотребнадзор, важное и положительная динамика здесь есть. Не спорю. Главное, в таких ситуациях – положительно интерпретировать факты.
Какие они - эти факты у подмосковного Роспотребнадзора? Факты должны подтверждаться цифрами – с них и начнем.
Неделей ранее тоже Управление Роспотребнадзора по Московской области сообщило, что за год в его адрес поступило 27 154 обращения, из которых 24 145 от граждан. Кто подал остальные – тайна, видимо, надоевшие общественные организации.
Интересно, что в 48,8 % обращений сообщалось о нарушениях в сфере прав потребителей, в 42,4 % - о нарушениях санитарного законодательства.
По результатам рассмотрения этих обращений в 2016 году было проведено 3 232 проверки и 1 057 административных расследований, составлено 2 747 протоколов об административных правонарушениях.
Так вот - по результатам проверок и рассмотрения жалоб специалисты Управления подали в суд 116 заявлений (нет-нет, цифра здесь не потеряна, число точно трехзначное – 116), что на 24% (!) больше, чем в 2015 году. То есть в прошлом году они себя еще меньше утруждали. Плюс дано 181 заключение по делам о защите прав потребителей.
Таким образом, можно сказать, что Роспотребнадзор так или иначе вступал в дело, защищая интересы потребителей, 297 раз за год. Не плохо – один раз в день, но всей толпой.
Теперь примем во внимание, что Управление в своей структуре имеет 16 территориальных отделов, распределенных по всей области с закрепленными за ними районами. В отделах сидят специалисты и юристы, которым мы – потребители – обеспечиваем зарплату из наших налоговых отчислений. На 16 отделов 116 исков.
Получается, что в среднем каждый территориальный отдел и аппарат самого Управления за год подготовили всего по 7 заявлении в суд и по 10 заключений. Всем понятно, что такие документы – иски и заключения – можно назвать типовыми, в силу того, что все жалобы граждан из года в год практически идут по одинаковым поводам. Юристы их обычно готовят по своим старым заготовкам, так как правовые позиции уже сформированы, вносят, конечно, какие-то несущественные изменения и дополнения. Работа, прямо скажем, не очень умственная, больше – техническая. Специалист в день может спокойно подготовить пару – тройку исков.
Вычисляем дальше: видим - одно подразделение областного Роспотребнадзора готовило в месяц всего полтора документа для суда. А если подсчитать только исковые заявления, то – только по половине искового заявления в месяц (или одно заявление в суд в два месяца, кому как нравится). Такая производительность чиновничьего труда особенно впечатляет на фоне следующей статистики.
Напомним, что в адрес Управления Роспотребнадзора по Московской области за год поступило 24 145 обращений от граждан. Таким образом, судебную защиту со стороны Роспотребнадзора получил только один из 230 заявителей. Что получили в ответ остальные потребители, ведомство не сообщает – вполне возможно, что в лучшем случае они уткнулись в отписки, были посланы в другие инстанции (где следы обращений, естественно, теряются) или просто - в даль светлую.
Дальше. В Московской области проживает почти 7,5 млн. человек, и все они – потребители. И вот в их защиту Управление областного Роспотребнадзора обратилось в суд целых 116 раз. Отметим – только обратилось, то есть речь не идет о выигранных делах. Сколько же рассмотрено исков, сколько из них судами удовлетворено в пользу истца не сообщается.
Еще Роспотребнадзор привел другие – финансовые данные. Ведомством, то ли с гордостью, то ли с унынием, сообщается, что «сумма денежных средств, возвращенных потребителям на основании вступивших в законную силу решений судебных органов, в 2016 году составила 9 млн. 798 тыс. 300 руб., и по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 12%». Откуда такие цифры? Точной статистики чиновники привести в данном случае просто не в состоянии - такие данные могут быть только у судебных приставов – исполнителей и самих потребителей. Вряд ли потребителей об этом кто спрашивал.
Сообщение Управления Роспотребнадзора по Московской области о возврате потребителям почти 10 млн. рублей, на самом деле опять положительная интерпретация фактов, основанная на очевидном лукавстве.
Действительно, суды своими решениями обязали кого-то выплатить потребителям около 10 млн. рублей. Но обязать, не значит – выплатить.
Как свидетельствует, оскорбляющая мое потребительское самосознание судебная практика, взыскать деньги по решениям судов практически невозможно. То фирма исчезает, то приставы не могут ничего у должников найти, то долгов на фирме столько, что на всех имущества хватает (а потребитель в этой очереди взыскателей буквально – «крайний», как говорится, ваш номер – последний, сидите ровно). То есть Роспотребнадзор выдал цифры за факты.
Еще одно достижение подмосковного Роспотребнадзора. Управление сообщает, что за прошлый год им подано в суд 12 исковых заявлений (и все такие заявления судами удовлетворены), в результате чего было прекращено функционирование 12 Интернет-сайтов, предлагавших гражданам хорошо выпить, прежде чем закусить, то есть - алкогольную продукцию без установленной информации (читай – отраву). По одному сайту в месяц! План что ли у них такой ровный? Видимо после таких акций возмездия, Интернет – бутлегеры понесли невосполнимые потери. Рынок алкогольного фальсификата разрушен.
Все, отчет кончился.
|
|
|
|