100 вопросов Роспотребнадзору - называется новая рубрика, которую я - Алексей Корягин, председатель Объединения потребителей России буду вести здесь, а также, одновременно, на своей странице в Фейсбуке и на ОСОКЕ (агентство информирования потребителей).
В рубрике «Сто вопросов Роспотребнадзору» будут публиковаться самые простые и очевидные потребительские жизненные вопросы. Но на которые от Роспотребнадзора нам очень трудно получить не только какие ответы по существу, но даже формальные отписки. Таких вопросов от народа накопилось много. Мы – с моими коллегами – оценили их примерно в количестве ста. Вполне возможно, что с вашей помощью их будет еще больше, и тогда появится продолжение – «Еще сто вопросов Роспотребнадзору».
Я вынужден задать «Сто вопросов Роспотребнадзору» потому, что, занимаясь общественной деятельностью по защите прав и интересов потребителей уже более пятнадцати лет, вижу крайне негативные тенденции в сфере интересов потребителей и в целом потребительского рынка, они опасны для каждого из нас и всего нашего народа. Такие тенденции набирают обороты, во многом, при попустительстве Роспотребнадзора и стали развиваться после того, как ведомство возглавила Попова А.Ю. (личное мнение и оценочное суждение). По моему мнению, Роспотребнадзор умышленно выстраивает свою деятельность так, чтобы меньше заниматься практической работой по защите потребителей. Иначе ни чем не объяснить те очевидные проблемы, которые возникли в последние годы у потребителей и объединений потребителей при взаимодействии с Роспотребнадзором. Сегодня потребитель остался наедине со всеми своими проблемами и один против недобросовестных предпринимателей.
При этом такие проблемы очевидны для всех - о них говорят депутаты, пишут журналисты, «кричат» сами потребители.
Из таких проблемных потребительских сфер можно назвать основные: повсеместная опасная для здоровья и жизни людей «вся продуктовая линейка» (то есть продовольственный фальсификат) и услуги в различных сферах (вспомните хотя бы трагедию на Сямозере в Карелии, когда погибли дети), отдельно отмечу – в медицине; крайне низкого качества и опасные в техногенном плане услуги ЖКХ и при строительстве жилых домов; некачественная питьевая воды и загрязнение окружающей среды (напомню - Волга и Махачкала); обманы при микрокредитовании, банковских услугах, страховании и все еще беспредел коллекторов; мелкое, но постоянное мошенничество операторов сотовой связи; затянутость рассмотрения судебных исков и практическая невозможность исполнить судебные решения, то есть взыскать что-либо с ответчиков; отсутствие механизмов досудебного урегулирования споров.
Это только основное. На таком фоне растет бедность и нищета.
Кому-то может показаться, что многие из этих проблем не совсем в зоне ответственности Роспотребнадзора. Действительно, за некоторые вопросы отвечают и другие ведомства. Но в целом Роспотребнадзор отвечает за всю потребительскую безопасность и благополучие народонаселения, а все другие «соседние» контрольно-надзорные органы должны находиться с этой Службой во взаимодействии. Функция Роспотребнадзора – защита нас - потребителей и повышение качества жизни, то есть улучшение общего благополучия, а не создание условия, при которых потребителю становится труднее восстановить свои права и интересы.
Одновременно, когда растут риски и угрозы для потребителей, сам Роспотребнадзор занимается многими другими новыми для себя направлениями - расширяет связи с бизнесом, тотальным контролем наличия чипов на шубах (хорошая тема, но не в функционале данного ведомства), «Интернет - коммерцией» (которая, можно сказать, вообще юрисдикции пока не имеет – в России нет даже Закона об интернет – торговле, то есть, сама отрасль законодательно не отрегулирована); и чем-то еще, что в большей степени связано с интересами бизнеса (в том числе иностранного), но не людей.
Такой сейчас крен в деятельности Роспотребнадзора.
Поэтому появляются вопросы к руководителю Службы – Поповой Анне Юрьевне, которая согласно Положению о Роспотребнадзоре «несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций».
Вот, я и хочу персонально спросить А. Ю. Попову о том, почему Роспотребнадзор не выполняет, как я считаю, в полной мере, возложенные функции, не в полном объеме использует ведомственные полномочия для защиты нас - потребителей?
Что это? Нежелание работать? Неумение? Какая-то иная заинтересованность?
Будем разбираться постепенно и скрупулезно.
Вопросов, как говорится, накопилось много. Пора отвечать.
Отмечу, что некоторые вопросы из этой сотни находятся не только в правовой, законодательной, процессуальной, административной и т.д., плоскости, но и ставятся в морально-нравственной смысле.
Например, когда чиновник откровенно манипулирует данными, сведениями, обстоятельствами (то есть, проще говоря – врет), то его трудно обвинить в нарушении каких-то служебных регламентов. Подтасовывать бумажки и писать отписки наши чиновники научились, особенно этот «жанр» процветает в Роспотребнадзоре. А люди, готовые на служебное вранье, способны и на большой обман своего народа (например, скрывать свой серьезные ошибки). А это уже – радикально опасно!
Мы таких чиновников будем разоблачать и дискредитировать. Потому что, как сказал Никита Константинович Михайловский – «Мы дискредитируем лишь то, что представляет собой опасность для России». Кто-то мне возразит – с них, как с гуся вода. Да, возможно, но это смотря, сколько воды на них вылить.
Поэтому от «пролетарского гнева» и нравственной ответственности за благополучие людей и страны мы чиновников освобождать не будем. Общественное воздействие может оказаться для них более реальным и ощутимым, чем служебное наказание.
Вопросы от всех нас - потребителей - Роспотребнадзору будут публиковаться отдельно и поочередно.
Ждем, друзья-товарищи, ваших вопросов!