Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Новости 06/04/10_пресса

 

КОНТРАФАКТ В МОСКВЕ ОБРЕЧЕН
Так считают участники конференции «Защита потребительского рынка Москвы от нелегального импорта и контрафакта»


А.Семенников                                            А. Корягин

11 марта в Москве состоялось  первое заседание практической конференции «Защита потребительского рынка Москвы от нелегального импорта и контрафакта», организованной Московским городским региональным отделением Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в рамках партийного проекта «Сеть правовой защиты потребителей». Перед вторым (итоговым) заседанием конференции, которое состоится 13 апреля в Московской городской Думе, о перспективах защиты рынка Москвы от так называемого «серого импорта» и о практических действиях  в борьбе с ним рассказывают Александр Семенников, руководитель проекта «Сеть правовой защиты потребителей», депутат Мосгордумы и Алексей Корягин, координатор проекта, председатель Объединения потребителей России.

Контрафакт вытеснят из столицы.

Многим кажется, что контрафакт - явление вечное, а борьба с ним дело малоперспективное. Конечно, полную ликвидацию «серого импорта» осуществить вряд ли удастся, но существенно сократить реализацию на нашем рынке нелегальных товаров возможно уже сейчас. Закрытие Черкизовского рынка продемонстрировало способность столичной власти справляться с самыми серьезными проблемами. Максимально сокращать зависимость от импортного ширпотреба и подделок, которые продаются в Москве практически повсеместно, оттеснить их как можно дальше от мест легальной торговли – в этом сейчас этапная задача борьбы с контрафактом.

Новым импульсом для активизации такой работы стали, в частности, два события последних месяцев. В феврале мэр Москвы Юрий Лужков, подводя итоги работы Департамента потребительского рынка и услуг города в 2009 году, высказался о необходимости разработки программы вывода из Москвы вещевых рынков, в связи с реализацией на них значительного количества контрафактной продукции. «Я объявляю нашу принципиальную позицию по вещевым рынкам – их в городе не будет», – твёрдо заявил мэр. Одновременно Владимир Путин на совещании по вопросам совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения, социального развития, санитарно-эпидемиологического благополучия и потребительского рынка, прошедшем 2 марта 2010 года, потребовал «гарантированно оградить людей от недобросовестных производителей и поставщиков услуг».

Вместе с тем, ограничение функций контрольно-надзорных органов в потребительской сфере, несовершенство правовых актов и незначительность административного наказания в этой области способствует росту нарушений прав потребителей со стороны предпринимателей. Положение на рынке таково, что для изменения ситуации нужны не рекомендации, а реальные действия. Поэтому в Москве в рамках проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Сеть правовой защиты потребителей» начала работу именно практическая конференция с участием всех представителей потребительского рынка – предпринимателей, потребителей, органов власти и контрольно-надзорных ведомств.
Конференция проводится в два заседания, между которыми осуществляется мониторинг рынка и апробация общественных мер по борьбе с контрафактом.

Защиту рынка под общественный контроль.

Масштабы сбыта контрафакта требуют как энергичной деятельности властей, так и активного участия самих предпринимателей и нетерпимого отношения граждан к фактам продажи «серого импорта». Для борьбы с контрафактом включаются общественные организации, в первую очередь – потребительские объединения и общества, действия которых будет курировать рабочая группа проекта «Сеть правовой защиты потребителей». Таким образом, объединятся силы общественных организаций потребителей Москвы, которые действительно хотят оздоровления потребительского рынка столицы и реальной защиты прав потребителей. В основе такой совместной работы - общественный контроль в потребительской сфере. Стоит напомнить, что подобная деятельность носит совершенно законный характер. Право «проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти» предоставлено общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) статьей 45 Закона РФ «О защите прав потребителей». Эта же статья закрепляет перечень других прав по общественной защите потребителей. В частности, право «обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей». Этими правами и будут активно пользоваться участники проекта «Сеть правовой защиты потребителей». Сейчас основу для такой практической работы создает партнер проекта - Объединение потребителей России. Силами юристов и общественных инспекторов этого объединения реализуется механизм борьбы с нелегальными товарами, в первую очередь – «серым импортом» одежды и обуви, продаваемых в Москве как на вещевых рынках, так и в торговых центрах. Последовательность работы заключается в нескольких основных этапах: общественный мониторинг, проведение проверок, обращения в суд и в правоохранительные органы. Договоренность о взаимодействии с правоохранительными органами в борьбе с контрафактом уже достигнута, а первые заявления в суд на недобросовестных предпринимателей поданы. Таким образом, практическая работа уже началась. При этом никто не испытывает иллюзий, что дело продвинется быстро, но нет никаких сомнений, что общественное движение против контрафакта в нашем городе будет набирать силу и, в конечном счете, поможет быстрее вытеснить его из столицы.

Дело чести предпринимателей.

Говоря об участниках потребительского рынка, стоит сказать о той реакции, которая получена от самих предпринимателей на начало работы практической конференции и мерах, предложенных для противодействия реализации нелегальных и контрабандных товарах. Проведя мониторинг и опросы предпринимателей, можно сделать несколько значимых выводов, вселяющих уверенность в правильности направляемых усилий. Во-первых, подавляющее большинство предпринимателей желают работать законно, с легальным «белым» товаром, готовы платить налоги, и даже заниматься благотворительностью. Но бизнес до сих пор страдает от меняющихся правил игры, различных поборов, административного пресса и произвола арендодателей торговых площадей. Во-вторых, предприниматели положительно относятся к правому просвещению, желают повышать свой юридический потенциал, в том числе и при содействии общественных организаций и участвуя в городских программах правовой защиты. В-третьих, существует большое количество предпринимателей, которым, как принято говорить – «За Державу обидно!», и они готовы к противодействию нелегальным товарам на рынке. Производители и добросовестные поставщики хотят взаимодействовать с органами власти и организациями, которые предпримут реальные и эффективные действия по борьбе с контрафактом и коррупцией. К сожалению, как показывают опросы, ни одно из существующих объединений предпринимателей на сегодня не оправдывает ожидания, в первую очередь, малого и среднего бизнеса в защите их практических интересов.

И, наконец, предприниматели в целом одобрительно отнеслись к предложению объединения усилий всех участников потребительского рынка в борьбе с контрафактной продукцией.
Поэтому одним из важных результатов практической конференции «Защита потребительского рынка города Москвы от нелегального импорта и контрафакта» стала разработка Декларации добросовестного партнерства участников потребительского рынка города Москвы, которая будет подписана на конференции 13 апреля 2010 г.. Декларация носит открытый и долгосрочный характер, к ней могут присоединиться все, кто хочет активно участвовать в формировании цивилизованного потребительского рынка столицы и считает делом своей чести осуществлять на практике принципы добросовестного партнерства между всеми его участниками.

После конференции работа только начинается.

После завершения конференции ее практическая часть продолжится и будет еще больше разворачиваться, т.к. без консолидации усилий всех заинтересованных сторон ситуацию в борьбе с контрафактом не переломить. Вместе с тем, уже будет выработан алгоритм действий и главное – продемонстрирована патриотическая воля, которая есть у ее  участников. Политическую же поддержку дальнейшей работе гарантирует Московское городское региональное отделение Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Одновременно с началом реальных пошаговых действий предстоит найти решения ряда жизненных вопросов и проанализировать действующее потребительское законодательство.

В частности, просматриваются несколько проблемных пунктов в ходе предстоящей работы.
Например, на территории страны находится огромное количество нелегально завезенной одежды, при этом достаточно вполне удовлетворительного качества. Совершенно очевидно, всю эту продукцию нельзя  уничтожить без того, чтобы не лишить работы огромного количества людей, годами действовавших по неписанным правилам в этой сфере. А при перемещении с рынка на рынок контрафакт не будет сам по себе исчезать, а будет просто продаваться на новой торговой точке. Поэтому, как один из рассматриваемых вариантов, который сейчас обсуждается, это возможность объявления, как мы условно называем, «амнистии «серого импорта», когда в определенный срок предприниматели смогут задекларировать весь свои товар, оплатить необходимые сборы и продать его в специальных местах.

Следующий принципиальный вопрос – ответственность владельцев магазинов и арендодателей, в первую очередь, управляющих компаний торговых центров и рынков, за соблюдение их арендаторами российского законодательства. Сейчас федеральное законодательство, в частности, предусматривает, что управляющая компания обеспечивает соблюдение арендаторами и продавцами требований законодательства Российской Федерации. Но как это обеспечение должно происходить и какова ответственность за несоблюдение этого требования - законодатель не сформулировал. Правильная мысль  оборвалась посередине. Очевидно, что владельцы торговых помещений должны в определенной мере нести ответственность за своих арендаторов и осуществлять определенный контроль их деятельности, а не только отслеживать платежи за аренду мест.

Целый блок вопросов связан с анализом полномочий высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей и возможностями осуществления защиты потребителей органами местного самоуправления. Требуется и усиление ответственности за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации – сейчас такая ответственность крайне незначительна или даже отсутствует вовсе.

Таким образом, практическая направленность конференции «Защита потребительского рынка города Москвы от нелегального импорта и контрафакта» должна дать материал для совершенствования законодательства, что является одной из главных целей проекта «Сеть правовой защиты потребителей».

Но, главное, что остается в центре внимания всех участников проекта и конференции – это интересы потребителей – жителей нашей столицы. Принять участие в нашей совместной работе может каждый. Ведь проблемы в потребительской сфере касаются каждого.