Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Новости 23/06/10

Учитесь защищать свои права
Каждый из нас является потребителем товаров и услуг, и при этом многие не раз сталкивались с нарушением своих потребительских прав: кому-то в магазине продали некачественный товар (например, бытовую технику) и отказываются его обменять или вернуть деньги, другому оказали некачественную услугу (например, установили стеклопакеты плохого качества). Что делать простому человеку в этой ситуации: куда звонить, к кому обращаться?
О том, как защитить свои права в подобных ситуациях, рассказал председатель комиссии Московской городской Думы по законодательству Александр Семенников (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).

- Александр Григорьевич, вы являетесь руководителем проекта партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Сеть правовой защиты потребителей» в городе Москве. Скажите, пожалуйста, что это за проект и каковы его задачи?

- Партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» постоянно нацелена на решение наиболее важных проблем страны и ее граждан. Проекты - это одна из форм нашей практической работы. В процессе ее мы формулируем конкретные цели, которых хотим достигнуть, определяем пути их достижения, необходимые силы и средства. Проект, кроме того, обладает функцией обратной связи: он дает возможность уточнить настроения людей, их жизненные проблемы. «Сеть правовой защиты потребителей» - один из таких проектов. Его главная идея существенна, но проста: защитить потребителя и научить его навыкам самозащиты. При этом в глобальном плане проект неразрывно связан со Стратегией 2020 и задачами партии в области социальной политики по повышению благосостояния людей и улучшению качества жизни.
Проект «Сеть правовой защиты потребителей» ставит три главные цели: первая - оказание конкретной помощи потребителям, вторая - правовое просвещение граждан и третья - использование наработок проекта в нормотворческой деятельности. Ясно, что защищать потребительские права «вообще» невозможно, поэтому в нашем проекте мы решили специализироваться в нескольких важнейших сферах: безопасность продуктов питания, лекарственные средства и медицинские услуги, автотранспортные пассажирские перевозки, контрафактная продукция. Ими занимается рабочая группа проекта совместно с нашим партнером - Объединением потребителей России.

- Что было сделано в рамках проекта в прошедшем году?

- В течение всего года проект защищал потребительские права граждан и других участников потребительского рынка, при этом особое внимание уделялось пенсионерам, инвалидам и студентам. Формы работы были довольно разнообразны. Во-первых, это бесплатные консультации и информирование граждан. В 2009 году у нас работал Информационно-консультационный центр проекта в Центральном административном округе, куда поступило 3450 обращений. На телефонную «горячую линию» обратились 2540 человек. Есть и еще один канал связи - сайт проекта, его адрес: www.azpp.ru.
Ряд важных проблем в прошлом году мы вынесли на обсуждение экспертов, участников рынка и общественности. Были проведены «круглые столы» на темы: «Актуальные проблемы фармацевтического рынка и защиты прав потребителей», «Безопасность пассажиров - потребителей автотранспортных услуг» и «Защита студентов - потребителей образовательных услуг».
В рамках направления по правовому просвещению граждан была издана книга «Все о правах потребителей», презентация которой состоялась в Московской городской Думе. Авторы книги - юристы Объединения потребителей России с большим практическим опытом защиты интересов граждан. Я бы назвал эту книгу пособием по ликвидации потребительской неграмотности, так как в ней самым подробным образом рассказывается о наших потребительских правах, о законах и других нормативных актах. В книге рассмотрены особенности взаимоотношений производителей, продавцов и покупателей по ряду конкретных групп товаров и услуг и даны конкретные рекомендации о действиях в разных конфликтных ситуациях. Кроме того, осенью с участием волонтеров «Молодой гвардии Единой России» мы провели просветительскую акцию «Правовая карта потребителя». К ней было приурочено издание специального буклета-руководства по защите своих прав, о том, с чем, куда и как обращаться, чего добиваться - обмена товара, денежной компенсации, возмещения морального вреда и т.д.
Очень важно, чтобы о наших делах узнавало как можно больше людей. Для этого мы используем возможности телевидения, печати, Интернета. О ходе реализации проекта нами были сделаны сообщения на двух важных форумах: в Государственной Думе на парламентских слушаниях «Роль общественных объединений (организаций) в сфере защиты прав потребителей» и на V Медиафоруме партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

- Расскажите поподробнее о том, куда могут обратиться граждане за консультацией по потребительским вопросам?

- Как я уже сказал, есть три главных канала общения: личный прием в информационно-консультационных центрах, по телефону «горячей линии» - 8(-495)-623-17-84 (работает по вторникам с 11 до 13 часов и четвергам с 15 до 17 часов), и через наш интернет-сайт. Естественно, остается и традиционный способ, отправка письма по почте. В текущем году в дополнение к Информационно-консультационному центру в Центральном административном округе (Колпачный пер, д. 4, стр. 3, т. 8(-495)-510-50-32), открыты еще два центра: на базе моей общественной приемной в Юго-Западном округе (ул. Новочеремушкинская, д. 49, корп. 1, т. 8(-499)-744-66-02) и на базе местного отделения партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Северо-Восточном округе (Рижский проезд, д. 5, т. 8(-495)-686-63-26).
Причем на этом мы не останавливаемся и стационарные пункты намерены дополнить «подвижными». Это будут выездные консультации в тех районах, где потребительские проблемы потребуют оперативного вмешательства. Совместно с депутатами фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Московской городской Думе мы будем действовать в режиме рабочих групп по разрешению наболевших вопросов, обращений и жалоб москвичей. Одна такая акция уже проведена: в одном из районов Юго-Западного округа по звонку жителя на нашу «горячую линию» мы выясняли, почему были неверно рассчитаны платежи за оплату жилищно-коммунальных услуг.

- Какие планы у организаторов проекта на текущий год?

- Помимо развития сети консультационных пунктов, о чем я уже сказал, мы хотим расширить круг участников нашего проекта. В частности, привлечь представителей бизнес-сообщества. Было бы глубоко неверным представлять всех производителей и продавцов товаров и услуг стремящимися к максимальной прибыли любой ценой. Это не так, очень и очень многие из них хотят работать и работают честно, добросовестно, соблюдая законы, стандарты и правила. Мы видим организацию взаимодействия с представителями такого бизнеса по нескольким направлениям: консультирование по взаимоотношениям с потребителями; практическая помощь по защите от потребительского экстремизма (есть и такой!) и при проведении проверок лжеобщественными потребительскими организациями; правовое просвещение; консалтинговая, правовая и маркетинговая поддержка московских производителей.
Таким образом, повышение эффективности защиты прав потребителей мы видим не только в борьбе с уже состоявшимися нарушениями, но и в предотвращении выхода на рынок недобросовестных производителей и продавцов, в поддержке социально ответственного бизнеса. Первые шаги на этом пути уже сделаны. Весной текущего года была проведена практическая конференция «Защита потребительского рынка Москвы от нелегального импорта и контрафакта», на которой была обсуждена крайне актуальная для нас проблема, приняты конкретные решения, а также подписан очень важный документ - Декларация добросовестного партнерства участников потребительского рынка города Москвы.

- Действительно, контрафакт и нелегальный импорт - это очень актуально. Как участники конференции оценили перспективы борьбы с ними, можно ли защитить потребителей от контрафактной продукции?

- Многим кажется, что контрафакт - явление вечное, а борьба с ним - дело малоперспективное. Действительно, проблема очень серьезна. Проведенный рабочей группой «Сети правовой защиты потребителей» мониторинг торговли одеждой и обувью с признаками контрафакта показал, что доля контрафактной продукции составляет не менее 60 процентов. Это очень много. Тем не менее участники конференции - а это были представители предпринимателей, потребителей, органов власти и контрольно-надзорных ведомств - уверены, что вполне реально существенно сократить долю «серого импорта» и подделок.
Масштабы сбыта контрафакта требуют консолидации усилий всех участников рынка - властей, предпринимателей и потребителей. В основе такой совместной работы должен лежать общественный контроль в потребительской сфере. Стоит напомнить, что право «проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей» предоставлено общественным объединениям потребителей статьей 45 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Эта же статья закрепляет перечень других прав по общественной защите потребителей. В частности, право «обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей)». Этими правами и будут активно пользоваться участники проекта «Сеть правовой защиты потребителей».
Последовательность работы заключается в нескольких основных этапах: общественный мониторинг, проведение проверок, обращения в суд и в правоохранительные органы. Договоренность о взаимодействии с правоохранительными органами в борьбе с контрафактом уже достигнута, а первые заявления в суд на недобросовестных предпринимателей поданы. Таким образом, практическая работа уже ведется. При этом никто не испытывает иллюзий о легкой и быстрой победе, но нет никаких сомнений, что общественное движение против контрафакта в нашем городе будет набирать силу и в конечном счете поможет быстрее вытеснить его из столицы.
Еще одним важным результатом конференции стала поддержка бизнес-сообществом идеи об объединении усилий всех участников потребительского рынка в борьбе с контрафактной продукцией и подписание Декларации добросовестного партнерства участников потребительского рынка города Москвы. Она носит открытый и долгосрочный характер, к ней могут присоединиться все, кто хочет активно участвовать в формировании цивилизованного потребительского рынка столицы и считает делом своей чести осуществлять на практике принципы добросовестного партнерства между всеми его участниками.

- Как вы считаете, ликвидация вещевых рынков на территории столицы может решить проблему контрафактной продукции, ведь контрафакт продается и в торговых центрах?

- Закрытие Черкизовского рынка продемонстрировало желание и способность столичной власти справляться с этими проблемами. Но всем нам очевидно, что добиться решительного перелома можно только системной работой. Если говорить коротко, основные условия, при которых доля нелегальной продукции значительно сократится, можно выразить в принципе четырех «НЕ»: не ввозить, не производить, не продавать и не покупать. То есть мало бороться с предложением контрафакта, надо еще и повышать культуру потребления, чтобы у покупателей не было потребности купить нелегальную продукцию. А не будет спроса - не будет и предложения.

- Как вы считаете, необходима ли разработка городских правовых актов, направленных на защиту потребителей?

- В плане нашей работы на текущий год есть раздел «законотворческая деятельность». Несмотря на то, что Федеральный закон «О защите прав потребителей» в целом неплохо справляется со своими задачами, практика указывает на необходимость совершенствования законодательной базы. О конкретных правовых актах, направленных на повышение правовой защищенности всех участников потребительской сферы, в первую очередь малообеспеченных и социально малозащищенных потребителей, говорить пока рано. Думаю, о них мы сможем побеседовать ближе к концу года.
Возможно, что увеличивающиеся масштабы нашей работы, вовлечение в нее новых участников в перспективе потребуют разработки обобщающего координирующего документа, уровня городской целевой программы по взаимодействию участников потребительского рынка. Название, естественно, условное. Но такая идея есть, она обсуждается, и если найдет поддержку, принятие этого документа откроет новый этап в работе проекта «Сеть правовой защиты потребителей».


Беседу провела Людмила СТОЛЕТНЕВА

«Московская правда» - «Московское собрание», 23 июня 2010 г.