Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Потребителю Роспотребнадзор разъясняет 08-02-11

 

О некоторых результатах судебной практики Роспотребнадзора за 2010 год по защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей в сфере предоставления банками финансовых услуг


          Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы в 2010 году большое внимание уделяли практическим аспектам деятельности, связанной с обращением в суд в защиту прав и законных интересов  неопределенного круга потребителей финансовых услуг.
         Так, если в 2008 году территориальными органами Роспотребнадзора к кредитным организациям было предъявлено всего 3 таких иска, а в 2009 году  - 9, то в 2010 году  - уже 55, двадцать из которых на уровне судов первой инстанции были удовлетворены.
         Объективными предпосылками подобной положительной динамики во многом явились последовательно проводимая Роспотребнадзором в последние годы работа, связанная с выявлением и пресечением соответствующих противоправных действий банков в области потребительского кредитования в административном порядке, а также факт подтверждения правовой позиции  Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по целому ряду принципиальных вопросов на уровне Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
         Как результат – значительный рост числа исков к различным банкам в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей финансовых услуг, ответчиками по которым, в частности, выступали ОАО «Альфа-Банк», ОАО «Банк Москвы», ОАО «БАНК УРАЛСИБ», ОАО «Сбербанк России», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ЗАО «КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК», «АК БАРС» Банк (ОАО), ОАО «Балтийский Банк» и др. При этом названные иски предъявлялись в тридцати одном субъекте Российской Федерации (города Москва и Санкт-Петербург, Республики Карелия, Коми, Саха (Якутия), Тыва, Чувашия, Красноярский и Пермский края, Воронежская, Новгородская, Кировская, Самарская, Саратовская, Кемеровская, Новосибирская области и др.).  
            Суть соответствующих исковых требований сводится к признанию в порядке гражданского судопроизводства противоречащими законодательству и подлежащими по этой причине прекращению в отношении неопределенного круга потребителей тех противоправных действий банков, которые, как правило, носят системный характер и уже получили соответствующую оценку в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
         Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека считает, что активное участие в судебной защите неопределенного круга потребителей финансовых услуг за счет реализации имеющихся у Роспотребнадзора (его территориальных органов) в этой связи полномочий, закрепленных взаимосвязанными положениями статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и  статьями  40, 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», не только в полной мере отвечает реалиям сегодняшнего дня и сохраняющейся актуальности усиления мер правовой защиты потребителей в финансовой сфере, но и способствует дальнейшему формированию соответствующей единообразной и эффективной правоприменительной практики на уровне институтов судебной власти.
          
   08-02-11