Главная Закон "О защите прав потребителей" Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребитель и общество
 
Электронная библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • 7 лет назад мы купили холодильник производства Германия. Вчера получили из авторизованного центра акт о невозможности ремонта (утечка фреона в запененной части). Скажите, пожалуйста, какие параметры должны учитываться при выдаче нам нового холодильника? Имеем ли мы право получить холодильник производства именно Германии, как тот, который был куплен нами в 2010 году?
Ответ...
  • Купил обувь, на чеке увидел, что гарантия 30 дней. Через 45 дней лопнула подошва.
    Что делать? Могу ли я требовать деньги за некачественный товар, если срок гарантии уже закончился?
Ответ...


Агенство информирования потребителей

Федеральный проект Знак качества

Интернет издание ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ

ОПР - Московское отделение

ОПР - Крымское отделение

Региональная общественная организация Общество защиты прав потребителей Московской области

Профсоюз Евразия

Союз Матерей России



Потребитель и общество Актуальные публикации ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ: ЧТО ПОШЛО НЕ ТАК














За последние несколько лет Банк России сделал ряд шагов навстречу банковским заемщикам. Казалось бы, жизнь заемщиков должна была стать проще, условия банковских кредитов — прозрачнее, а отношения между банком и заемщиком — доверительнее. Но получилось совсем не так.

В частности, введен в действие закон «О потребительском кредите», который регламентирует права и обязанности заемщика и банка, процедуры оформления и обслуживания кредита и не только.

Указанием Банка России были установлены новые правила возврата денег при отказе от страховки, так называемый период охлаждения, который на деле должен был остудить пыл сотрудников банка, без согласия клиентов подключающих услуги «добровольно-принудительного» страхования при оформлении кредитных договоров.

Что пошло не так?

«Период охлаждения» не работает. По закону в течение пяти рабочих дней страхователь вправе отказаться от страховки и вернуть за нее деньги. Что происходит на самом деле? Большинство розничных банков продолжают оформлять клиентам страхование, но уже в рамках коллективной программы (когда страхователем является банк). Вернуть сумму за оплаченную услугу при отказе от страховки не получится, хотя написать заявление с просьбой вам дадут.

Некоторые банки поступают более честно, устанавливая надбавку за отказ от услуги и давая заемщику право выбора. Но большинство, как и раньше, подключают страховку без уведомления клиента или преподнося ее под соусом «обязательной».

Комиссии за выдачу, обслуживание и прочее местами остались. Конечно, теперь они называются по-другому. Если хотите получить кредит на нормальных условиях, заплатите комиссию «за снижение ставки». В противном случае ставка для вас будет выше, иногда сразу на 15 процентных пунктов. С одной стороны, это законно, банки дают альтернативу, с другой — как это помогает заемщику? В первую очередь человек обращает внимание на ставку, не подсчитывая размер единовременной комиссии. К слову, при досрочном погашении комиссия (и даже ее часть) не возвращается.

А еще дополнительную плату могут преподнести как «повышенную ставку в первый месяц кредитования». Рядовой заемщик пересчитывать, во сколько ему обойдется повышенная ставка, точно не будет, если в принципе заметит этот пункт в условиях договора.

Штрафы за просрочку банки тоже не могут взимать в том размере, который их устраивает. Размер штрафных санкций за просрочку платежа ограничен законом «О потребительском кредите» (не более 20% годовых в случае, если по условиям договора на сумму кредита проценты за соответствующий период нарушения обязательств начисляются, и 0,1% от суммы просроченной задолженности за каждый день — если не начисляются).

При этом не стоит удивляться, если в договоре вы встретите пункт «комиссия за кредитное информирование», который никак нельзя вычеркнуть. В случае нарушения сроков оплаты банк может взять с вас за соответствующее уведомление 500 рублей, а иногда и 2 тыс. — в зависимости от того, которую просрочку по счету вы допустите.

Есть еще некоторые нюансы, которые можно назвать относительно новыми в кредитовании населения, на которые следует обратить внимание при подписании договора.

Платные услуги, которые иногда появляются при оформлении кредита. Перечислим некоторые из них.

«Кредитные каникулы», позволяющие сдвинуть платеж (пропустить), например, раз в полгода. Стоить это услуга может несколько тысяч рублей.

СМС-информирование о поступлении платежей. Плата зачастую взимается сразу за весь срок кредита. Клиент, как правило, узнает об этом уже дома, при внимательном изучении кредитного договора.

Льготы от банка, которые только вредят заемщику. Это услуги, которые банки называют «льготный платеж» или «льготный период». Они позволяют несколько месяцев оплачивать только проценты по кредиту (не выплачивая сумму основного долга). В результате подключения услуги первые один-три месяца клиент вносит немного меньшие суммы по графику, снижая свою финансовую нагрузку. К сожалению, не всегда заемщику понятно, что в итоге основной долг не уменьшается, проценты начисляются на первоначальную сумму кредита, а переплата только растет.

Различные сертификаты. И хотя к банковским кредитам эти сертификаты не имеют никакого отношения, после оформления кредитного договора многие заемщики оказываются на руках с документами, например, на получение помощи от «личного адвоката». Хотя с клиентами бывают и более странные случаи. Одной пенсионерке, оформлявшей кредит в Татарстане, сотрудница банка продала под видом бесплатного сертификат на посадку деревьев в Иркутской области, а заодно распечатку ее кредитной истории.

Елена Сударикова, портал Banki.ru

    Яндекс.Метрика