Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




24/03/10

 


 

А.И.Борисов
Председатель Комитета ТПП РФ
по развитию потребительского рынка            

 

 

 

Торговля в России – больше, чем торговля…

«Экономика XXI века – «экономика избытка».
Всего стало слишком много: вещей, информации, услуг, даже денег…
По-настоящему ценным  ресурсом является внимание потребителей».
Американский маркетолог
Малкольм Гладуэлл

 

Продолжающийся глобальный финансово-экономичес-кий кризис со всей очевидностью показывает, что конечный спрос домашних хозяйств является главным фактором  экономического развития во всех странах мира. Чтобы получить конфеты или колбасу на полках магазинов, нужны производственные линии (отечественные или импортные). Для новых мощностей нужны энергетические ресурсы,  инженерные сети, а значит, турбины и котлы, провода и трубы – а это уже металлургия, машиностроение, обра-ботка. Внутренний спрос в ведущих  странах  Запада обес-печивает 75-80% ВВП, у нас все еще на четверть меньше.
Мало кто знает, что в первые же дни после драматических событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, когда США резко вошли в период экономической депрессии, президент Буш лично обратился к американцам с призывом  «Покупайте!». Это было важным импульсом к экономическому оживлению страны.
Одним из первых лозунгов нового американского  президента Барака Обамы стал призыв «Покупайте    американское!». Правда, под градом упреков в протекцио-низме со стороны европейцев ему пришлось немного умерить активность. Однако в июле 2009 года уже премьер-министр Италии Сильвио Берлускони тоже порекомендовал своим согражданам заняться шопингом. Французский президент Николя Саркози в августе 2009 года предложил совершить революцию в национальной торговле, отказавшись от запрета на торговлю по воскресеньям. Да практически во всех запад-ноевропейских странах, в Японии, Южной Корее, Китае власти выделяют огромные средства на стимулирование спроса населения, потому что понимают: создание и поддержание стабильного внутреннего рынка – это основа безопасности любой национальной экономики.
Если посмотреть на усилия российских властей, то очевидно другое – они нацелены в первую очередь на поддержку производства. Причем, как отмечают многие эксперты, в том числе и на поддержку производств, продукция которых вряд ли найдет своего потребителя. Однако в сегодняшнем глобализирующемся мире продолжает расти производительность труда и все большее количество производственных мощностей становится избыточным. В автомобилестроении, например, даже в докризисные времена на существующих мощностях можно было произвести на 20 млн. машин больше реального потребительского спроса. Аналогичная ситуация складывается и с производством всех основных товаров широкого потребления (в английском варианте FMCG – fast moving consumer good).
Сегодня ассортимент любого крупного российского  супермаркета состоит из 30 - 40 тысяч наименований, хотя по оценкам специалистов, обычной семье для удовлетворения большинства потребностей достаточно всего 150 товаров и услуг. Вот почему в наши дни так возросла роль торговли, как естественного канала реализации произведенной   продукции и удовлетворения реального и простимулированного ре-кламой спроса потребителей.
Докризисные темпы роста розничной торговли в России ежегодно почти в 2 раза превышали рост экономики. По заключению Минэкономразвития, в этот период торговля была таким же драйвером роста ВВП как экспорт и инвестиции, а в конце 2008 года осталась по сути единственным             источником этого роста. 17% активного населения страны, занятые в сфере розничной и оптовой торговли, производят около 20% ВВП России.  Причем по данным недавнего  исследования McKinsey Global Institute за последние 10 лет производительность в отрасли выросла почти в 2 раза и составляет 31% от уровня США при том, что средняя вели-чина производительности труда в России (по пяти исследо-ванным отраслям) составляет 26 % от американской.
 Россия уже сейчас является третьим мировым рынком табака и пива, четвертым – по кондитерским изделиям, пятым – по мобильным телефонам и электробытовой технике,  шестым – по косметике. По итогам 2008 года розничный товарооборот в России достиг $ 500 млрд. и мы стали пятым  по-требительским рынком Европы после Франции, Германии, Англии и Италии. Если бы не кризис, то у России были реальные перспективы стать первым рынком  Европы уже в этом году. Теперь это дело нескольких ближайших лет. Дело в том, что практически во всех странах Западной Европы, так же как и в США, Японии, Китае, реализуются серьезные программы стимулирования спроса, оцениваемые в среднем от $ 120 до $ 1500 на человека, тогда как вся российская   программа (включая ипотеку) в пересчете едва достигает   $ 30 на человека.
Тем не менее, торговая отрасль России остается    привлекательной для иностранных инвесторов. На фоне   спада прямых иностранных инвестиций за первую половину 2009 года почти наполовину ($ 6.1 млрд. по сравнению с  $ 11.1 млрд. за тот же период 2008 года), торговля получила хоть и небольшой, но прирост (на 2,5 %  с  $ 1.06 млрд.  до $ 1.09 млрд.)  По данным исследования CB Richard Ellis, проведенного в начале 2009 года, Россия занимает сегодня   седьмое место в мире среди наиболее привлекательных   для международных ритейлеров стран.  Для сравнения: в 2007 году в этом же рейтинге Россия занимала девятое место. За период с 2007 года количество ведущих иностранных сетей, представленных здесь, возросло с 38% до 42%. Ничего удивительного, что действующие в России иностранные сети планируют, несмотря на кризис, дальнейшую  экспансию (Metro – 6-8 новых магазинов, Auchan – 6, Media Markt – 5). Одновременно после долгих приготовлений в Россию пришли второй в мире по обороту французский ритейлер Carrefour, один из крупнейших в Европе в сегменте товаров для дома Kika, а также известные одежные бренды H&M, Gap, Uniqlo и др.
Бурный рост отрасли, разумеется, не мог не породить и ряда серьезных проблем: излишне амбициозные планы экспансии, чрезмерная закредитованность, недостаточный контроль за непроизводственными расходами и т.п. Результатом этого может быть банкротство до ¼ действующих предприятий. Однако наибольшие трудности и наибольший резонанс получили проблемы не внутреннего развития отрасли, а взаимоотношений с партнерами – производителями и поставщиками. В результате массированных публичных кампаний в СМИ и официальных обращений к первым лицам страны в общественном мнении россиян сложилось представление о торговых сетях как «главном виновнике» роста цен, не-допущения отечественных продуктов на полки магазинов и разорения малого бизнеса в торговле.  Под давлением этих необъективных стереотипов сформировался политический заказ на переделку и скорейшее принятие федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», принятого Госдумой в первом чтении в сентябре 2009 года.
Коротко рассмотрим перечисленные выше «упреки» в адрес торговли, чтобы понять насколько проект данного закона помогает решить имеющиеся и надуманные проблемы.
Первое – рост цен, происходящий якобы из-за монопольного сговора сетей. Этот «аргумент» настолько не соответствует действительности и настолько упорно повторяется некомпетентными журналистами и политиками, что просто необходимо привести результаты известного мартовского официального исследования розничного рынка Санкт-Петербурга Федеральной антимонопольной службой. В нем совсем наоборот торговые сети подозреваются в установлении «монопольно  низких цен» и констатируется, что за счет бонусов сети агрессивно снижают цены, конкурируя друг с другом и другими торговыми форматами настолько, что цены в универсаме «Пятерочка» на ряд товаров оказываются ниже, чем в ларьках на ближайшем рынке. По данным Ассоциации розничной торговли (АКОРТ) в 2008 году средняя инфляция в сетях составила 10 – 12%, при том, что общий рост цен превысил 14%. В реальности розничные торговые сети являются основным сдерживающим фактором роста цен, в первую очередь на продовольственные товары.
Второе – дискриминация отечественных производите-лей. Здесь можно было бы ограничится простой констатацией факта, что по аудированным отчетам  таких крупных сетей, как Auchan и Metro в их ассортименте продовольственных товаров около 80% составляют продукты федеральных и местных российских производителей. Аналогичная ситуация сегодня и в других ведущих сетях, за исключением может быть «Азбуки вкуса»  и премиальных магазинов «Седьмого континента». Но они и рассчитаны на иную категорию посетителей: вопрос здесь в другом. Защищая интересы потребителей, ритейлеры просто не могут  заключать договоры поставки с производителями, которые не способны обеспечить неизменное качество своей продукции, оговоренное ее количество в жесткие определенные сроки. На самом деле, в этой проблеме речь идет вовсе не  в отношении к ним торговых сетей. Дело просто в том, что за последние 10 лет Минсельхоз уплатил огромные деньги на «поддержку села», но так и не сделал ничего, чтобы помочь тем самым мелким отечественным производителям организовать закупочные кооперативы, перерабатывающие производства, действующее оптовое и мелкооптовое звено, с которым сети с удовольствием работали бы. Но… гораздо легче обвинить торговлю.
Третье – разорение малого бизнеса. Аналогичные упреки раздавались во всех странах мира, где, начиная с 50-х и 60-х годов прошлого века, начинали формироваться торговые сети. Сегодня уже никого вроде бы не надо убеждать, что это самая передовая, самая выгодная и удобная для потребителя, а значит, и «обреченная на победу» форма организации торговли. Но, если посмотреть на практический пример тех городов, где реально появилась конкуренция среди сетей, а это, конечно, прежде всего, Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург и т.п., то мы увидим, что вытесняется в первую очередь неорганизованная торговля, ларьки «а-ля 90-ые годы», «совковые магазины» с еще продающими через прилавок недовольными продавцами. Да, многие из тех, кто торговал «паленой» водкой, просроченными сардельками и вялыми помидорами, громко кричат о  давлении на малый бизнес.  Но малый бизнес и так в масштабах страны на 60% представляет торговлю. Современный малый бизнес не должен ждать, что сидя в когда-то по случаю приватизированном плохо освещенном магазинчике, он сможет победить мощных конкурентов. Он должен опережать события – уходить в узкоспециализированные ниши, становиться асом в каких-то видах продукции или частью франчайзинговой сети.
Именно на пути постоянного обновления и инноваций лежит спасение малого бизнеса в конкуренции с грандами отечественной и иностранной сетевой торговли. И именно в этом ему, как и сельхозпроизводителям, нужна помощь со стороны всех ветвей и уровней власти, а не натравливание «малышей» на «больших».
Если прочитать Пояснительную записку к проекту  ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», то увидим, что  «основной идеей законопроекта является упорядочение на федеральном уровне отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации, в целях создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, необусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранения излишних административных барьеров в торговле». Однако в реальности данный документ, благодаря вмешательству ФАС, Минсельхоза  и ряда представителей Госдумы и Совета Федерации может стать препятствием на  пути дальнейшего развития отрасли. Дело в том, что уже после одобрения текста законопроекта Президиумом Правительства РФ в его окончательный вариант, направленный  в Госдуму, была включена Статья 16, которая вводит по сути запрет на дальнейшее развитие торговых сетей с товарооборотом больше 1 млрд.руб. и долей более 25% по продтоварам в границах городского округа или муниципального района, а также в Москве и Санкт-Петербурге.
Не говоря уже о том, что в стране сегодня отсутствует какой-либо достоверный инструмент измерения долей рынка, особенно в том, что касается розничной торговли, значительная доля которой (от 20%, по оценке Минпромторга, до 50%, по независимым оценкам) все еще находится «в тени». То есть провести первичный анализ буквально некому. Но ведь необходимо будет осуществлять еще и постоянный мониторинг в более, чем 2300 округах и районах. По сути этот вопрос будет отдан на откуп чиновникам, из существующих либо специально созданных ведомств, которые и будут решать можно ли той или иной сети открыть еще один магазин.
С начала 2009 года финансово-экономический кризис и так уже в 2 раза снизил темпы развития продовольственной розницы. Целый ряд региональных сетей (Алпи, Матрица, Самохвал, Смак, Смарткауфф, В яблочко и др.) обанкротились, закрыты или проданы. Федеральные сети (Копейка, Дикси и др.) сокращают количество объектов в рамках программы оптимизации бизнеса и закрытия убыточных магазинов. В этих условиях после продолжительных обсуждений Комитет ТПП РФ по развитию потребительского рынка пришел к выводу о том, что принятие закона  в его нынешнем виде было бы нецелесообразным. Сегодня важнее разработать и принять Концепцию развития отрасли на предстоящий период и только затем по мере выхода из кризиса всей отрасли заняться работой над законом, который стал бы инструментом развития розницы и в первую очередь торговых сетей (федерального, регионального и местного уровней).
Объективно оценивая сложившуюся ситуацию, можно утверждать, что все сегодняшние противоречия и кон-фликты интересов имеют под собой только одну главную причину – очевидный дефицит современных торговых форматов и сетей. По оценкам отдельных участников рынка из существующих в стране 250 тысяч торговых точек лишь немногим более 7 тысяч входят в различные сети,  занимая при этом не более 30% товарооборота.
Поэтому любые упреки в адрес сетей сегодня выглядят и являются надуманными и контрпродуктивными. Кстати, власти многих крупных городов и регионов это отлично понимают и по мере возможностей стремятся развивать потребительский рынок, который является сегодня самым объективным отражением уровня жизни населения и степени удовле-творенности потенциальных избирателей.
Добавлю к этому, что мало кто принимает во внимание серьезный цивилизационный и новаторский потенциал, который несут с собой сети и крупные торговые центры в «глубинке». Во многих небольших городах современный торговый центр становится одновременно и центром притяжения масс и сферой влияния на потребительские предпочтения и образцом для поведения. Только приход торговых сетей позволил вовлечь огромное количество наших сограждан в сферу пользования современными финансовыми технологиями – кредитными картами и потребительскими кредитами. Действительно, торговля в России – больше, чем просто торговля…
И все же политическое решение принять, назовем его так для простоты, закон о торговле озвучено и в ближайшее время будет, скорее всего, реализовано. Однако деловое сообщество, думающие законодатели, разумные политические деятели не должны остаться в стороне от доработки его содержания в предстоящих чтениях. Без развивающейся торговли развивать экономику страны просто не получится.