Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Новости 30/06/10

 

Как правильно бороться за свои права?

 Депутат Мосгордумы Александр Семенников ответил на вопросы читателей «Вечёрки».

 

  МУЖЧИНЫ и женщины, взрослые и дети, хорошие и плохие, добрые и злые, а еще – учителя, врачи, инженеры, ученые, все это – мы с вами, разные и не похожие друг на друга. Но есть кое-что, что нас всех объединяет. Во-первых, конечно, тот факт, что все мы – люди. Но, кроме того, мы все – еще и потребители. Ведь мы каждый день ходим в магазины, обращаемся к врачу, приобретаем разнообразные услуги… При этом у нас как у потребителей есть гарантированные законом права. 

  Но можем ли мы сказать, что наши права потребителей неукоснительно соблюдаются? Насколько совершенно в этой области российское законодательство? Кто может защитить нас, если наши права оказываются ущемлены? И самое главное – как правильно бороться за свои права? 
  Об этом и другом пошла речь на горячей линии с депутатом Мосгордумы Александром СЕМЕННИКОВЫМ, председателем Комиссии Мосгордумы по законодательству, руководителем проекта партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Сеть правовой защиты потребителей». 
   
  На горячую линию, которая состоялась в нашей редакции, Александр Григорьевич пришел не один, а вместе с руководителем юридического управления «Объединения потребителей России» Ириной СОКОЛОВОЙ. 
  Всего час длилась горячая линия, и, учитывая особую сложность темы и тот факт, что каждый вопрос наших читателей требовал подробного и детального ответа, далеко не всем удалось пообщаться в прямом эфире с депутатом. Но все без исключения вопросы мы записали, передали в конце встречи Александру Семенникову и обязательно в будущем опубликуем его ответы. 
   
  – Здравствуйте, Александр Григорьевич! Меня зовут Михаил Борисович, и я – ваш избиратель. Скажите, то, что вы, председатель Комиссии Мосгордумы по законодательству, принимаете участие в горячей линии на тему прав потребителей, означает, что готовится какой-то новый закон на эту тему? 
  – Мне очень приятно, что мои избиратели следят за моей деятельностью. 
  Дело в том, что сегодня на потребительском рынке происходят достаточно серьезные изменения. Снижается роль государственного регулирования этой сферы. Скажем, отменены сертификаты соответствия на многие виды продукции. В частности, на продукты питания. И органы, которые осуществляли контроль, в первую очередь Роспотребнадзор, существенно ограничены в своих полномочиях. 
  Как известно, сегодня проверки проводятся раз в три года, чтобы снять излишнее административное давление на бизнес. С одной стороны, это хорошо. Но, с другой стороны, такая ситуация приводит к тому, что уровень, если не безопасности, то качества товаров, прежде всего это касается как раз продовольственных товаров, находится на весьма низком уровне. 
  Товары зачастую просто не отвечают тем качествам, о которых заявляет производитель или продавец. В результате, конечно же, грубо нарушаются права потребителей. Они не всегда могут получить элементарную информацию о том товаре, который предлагается. 
  В отсутствие государственного контроля и до тех пор, пока не воспитан должным образом производитель и продавец, отдельному потребителю сложно отстоять свои права. Нужны общественные объединения потребителей. 
  Они могли бы взять на себя многие функции, которые раньше осуществляло государство. Именно поэтому партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» выступила с общественнополитической инициативой – проектом «Сеть правовой защиты потребителя». Мы ставим задачу, с одной стороны, воспитывать потребителя, рассказывая о том, как и где он должен бороться за свои права, а с другой, воспитывать предпринимателя, побуждая его к добросовестному ведению дел, передавая ему информацию о допускаемых им нарушениях. А если он на это не реагирует – будем обращаться в правоохранительные органы. 
  Разумеется, мы планируем совершенствовать и законодательство о защите прав потребителей. Я являюсь руководителем проекта, как депутат Московской городской думы, как председатель комиссии по законодательству. 
  Мы сотрудничаем с рядом общественных организаций, нашим партнером является общероссийское общественное движение в защиту прав и интересов потребителей «Объединение потребителей России». Сегодня мы хотим показать москвичам, что многое в их руках, если они активны, если они знают законодательство, если готовы биться за свои права. 
  – Здравствуйте, меня зовут Симонян Аркадий Михайлович. Дело в том, что я плачу за электроэнергию вперед в среднем на 2–3 месяца, при этом с запасом, так как я трачу энергии меньше, чем оплачиваю. Однако при пересчете мне выставили счет еще на 400 рублей. Требуют деньги. Что делать? 
  – Аркадий Михайлович, такие случаи бывают. Первое. Вы должны четко понимать, что даже если есть требование поставщика электроэнергии, что вы должны доплатить, взыскать деньги с вас могут только через суд. То есть никто не вправе прийти к вам домой, выносить вещи, забирать деньги и так далее. Если поставщик считает, что вы ему недоплатили, именно он должен обратиться в суд, где вы сможете доказать свою правоту на основании документов об оплате. 
  И. СОКОЛОВА: Я должна обратить ваше внимание, что по закону вы должны платить четко по показаниям прибора учета, в данном случае – электросчетчика. Авансовая система платежа не предусмотрена. Такая возможность есть, разумеется, но она не прописана досконально. Из-за этого возникает очень много споров, в том числе и в судах. 
  У меня было несколько таких дел, когда в судах совершенно четко представитель истца утверждал, что абонент просто не имеет права платить вперед. 
  Тем не менее, если дело дойдет до суда, то вам придется предоставить все квитанции, которые вы оплачивали, а также предоставить показания счетчика на сегодняшний день. Вы должны будете пригласить из энергосбытовой организации соответствующего сотрудника, который зафиксирует показания счетчика, а также установит, что сам счетчик в порядке. И только после этого вам должны будут сделать соответствующий перерасчет. 
  «Вечерка»: У нас же есть в Уголовном кодексе понятие «презумпция невиновности». Наверное, и в гражданском законодательстве есть что-то похожее. Отсюда вопрос – обязан ли гражданин доказывать свою правоту или пусть энергетики доказывают, что он недоплатил? 
  А. СЕМЕННИКОВ: В Гражданском кодексе есть презумпция добросовестности участников сделки. Именно поэтому я в таких случаях всегда советую: если вы уверены в своей правоте, ничего не делайте, никуда не ходите. Вы заплатили – и это главное. Если поставщик не согласен, то он вынужден будет идти в суд. А вы уже в суде будете предъявлять доказательства и платежки. Без суда никто у вас электричество не отключит и деньги не заберет. 
  – Добрый день, меня зовут Лидия. Мой сын взял кредит, я даже не знала, что он брал. А тут он не платил целый год. Уже набежало с процентами 120 тысяч рублей. И это притом, что он брал 50 тысяч. Платить он не собирается, поскольку он каждый день пьет, и в общем, уже дградировал как человек. А мне названивают каждый день, угрожают, что продадут квартиру, опишут имущество… Как мне быть? Ведь я ни копейки не брала из этого кредита. 
  – У кого ваш сын взял кредит? 
  – У банка. 
  – Было ли по кредитному договору обеспечение кредита – квартира в залог, ваше поручительство? 
  – Я лично нигде не расписывалась. Я приехала в банк и спросила, на каком основании вы ему дали кредит, ведь он алкоголик? Так мне ответили, что даже не будут со мной разговаривать. Получается, платить его долги я имею право, а выяснять подробности – нет. 
  – Кому принадлежит ваша квартира? 
  – Мне и сыну, она у нас приватизирована без определения долей на двоих. 
  – По общему правилу, взыскание в таком случае может быть обращено на имущество должника. То есть процессуально банк может попытаться обратить взыскание на квартиру. Как это будет происходить? В суд будет подавать сам банк для взыскания этих денег. Суд принимает решение – взыскать с должника кредит в размере, допустим, 100 тысяч. 
  Затем предлагается заплатить добровольно. Если должнику платить нечем, то он, конечно, отказывается. Судебные исполнители возбуждают свое производство. У них есть четкие перечни имущества, на которое налагать взыскания можно, а на какое нельзя. 
  И если они не нашли такого имущества, после продажи которого можно погасить задолженность, то они составляют акт о невозможности исполнения судебного решения – и все остается в положении статускво. Сегодня разрабатывается закон о признании банкротом физических лиц. Пока эта процедура действует только для юридических лиц, организаций. Но в связи с тем, что в России большое количество частных «плохих» кредитов, предлагается принять законодательно процедуру, когда физическое лицо объявляет себя банкротом. После чего банк будет иметь возможность эти кредиты списать. 
  И еще одно – лично к вам точно не будет никаких претензий и на ваше имущество никаких взысканий налагаться не будет. Только на имущество вашего сына. Поэтому, когда в следующий раз вам позвонят из банка, предлагайте им обращаться в суд. Кроме того, попробуйте поговорить с сыном, может быть, он откажется от права собственности на свою часть квартиры, перепишет ее на вас. Тогда вы сможете сохранить свою квартиру полностью. И вам и ему будет спокойнее. 
  И еще совет. Не ввязывайтесь ни в какие переговоры с кредиторами. Ни по поводу продажи квартиры, ни по какому другому. Общайтесь с кредиторами только в суде. Ни на какие договоренности вне судебного решения не соглашайтесь. 
  И если хотите, то позвоните по телефону 8 (495) 621-45-47 8 (495) 621-45-47 . Это телефон моей приемной. Запишитесь ко мне, и мы с вами вместе подумаем, как еще можно вам помочь в этой ситуации. 
  – Меня зовут Инна Павловна. Вот наши права защищает закон. Как Вы считаете, отвечает ли закон о защите прав потребителя современным реалиям? 
  А. СЕМЕННИКОВ: Этот закон, по сути, еще советский. Он был принят в 90-м году. И для времен, когда в условиях тотального дефицита на человека, вернувшего обратно в магазин купленный им с большим трудом цветной телевизор, смотрели как на сумасшедшего, этот закон был вполне рабочим. Но с тех пор появились новые формы торговли, новые виды услуг. Финансовые услуги, кредитование, страхование, например. Про это в законе ничего не сказано. 
  И. СОКОЛОВА: В законе есть небольшая глава о правилах дистанционной торговли, но в ней много пробелов. Расписано, как продавец должен продавать товар по Интернету, какую информацию предоставлять о себе. Между прочим, на сайте продавца должен быть указан его адрес, реквизиты, название юридического лица. 
  Что мы имеем в реальности? Заходим на любой сайт. На 8 из 10 сайтов интернет-магазинов нет ни одного адреса, куда реально можно обратиться с претензией. По одной простой причине – в законе нет ответственности за несоблюдение его требований в этой части. 
  Для связи есть только телефон, как правило мобильный, и электронная почта. Человек не может воспользоваться теми правами, которые ему даны по закону. 
  А. СЕМЕННИКОВ: Или взять главу о технически сложных товарах. В 2007 году в законе было введено разделение товаров на обычные и технически сложные. Сама по себе идея была вполне здравая. Обычный товар можно вернуть продавцу в течение 14 дней без объяснения причин, а при поломке – в течение всего гарантийного срока его также можно его просто вернуть, сказав, я в этой поломке не виноват, и хочу, чтобы мне отдали мои деньги. А с технически сложным товаром, допустим, автомобилем, все гораздо сложнее. Так просто его не возвратишь, надо соблюсти строго определенные условия. 
  Но что такое технически сложный товар? На сегодняшний день существует старый перечень, куда входят автомобили, культиваторы, тракторы, морозильники и холодильники, компьютеры, катера, яхты. А мобильный телефон, например, который сочетает сейчас столько функций, туда не входит. 
  Поэтому в спорной ситуации продавец трактует закон так, как ему выгодно. И может запросто объявить технически сложным товаром обыкновенную кофемолку или электрический чайник. 
  В принципе, при желании, даже на основании этого очень несовершенного закона о защите прав потребителей человек может бороться за свои права. Но при этом необходимо пройти определенную цепочку, последовательность действий. 
  Сначала претензионный порядок, затем судебный, наконец, судебное исполнение. Каждый этап требует немалых сил, нервов и времени. А потом встает вопрос, ради чего все это? Человек, потратив столько сил, на выходе должен получить компенсацию. Суд, если вам повезло выиграть дело, назначит компенсацию соразмерно нарушению. Как вы думаете, какую компенсацию назначит суд, например, за просроченную пачку творога? Или за неработающую sms-услугу, за которую заплачено 50 рублей? Правильно, копеечную. Такая громоздкость процедур и малая компенсация отпугивает людей. Очевидно, что мало кто будет этим заниматься, а стало быть, производители и продавцы некачественных услуг и товаров будут и дальше чувствовать свою полную безнаказанность. И именно потому сейчас возрастает значение общественных организаций, общественных проектов, как, например, проект партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Сеть правовой защиты потребителей», которые могли бы взять на себя судебные и прочие хлопоты. И если в судах станет больше исков по самым разным, даже и мелким поводам, то, поверьте, ситуация очень скоро изменится в лучшую сторону. 
  – Добрый день, меня зовут Ольга Ларина. Дочь сдавала в этом году ЕГЭ. Конечно, нервничала. До объявления результатов еще целая неделя. И тут на одном из сайтов она обнаружила sms-услугу – по номеру паспорта и фамилии обещали прислать результат ЕГЭ. Она отправила сообщение и вскоре получила ответ. Результат ее сильно расстроил – по биологии 60 баллов. При таком результате она не могла поступать в выбранный ею институт. И я не знаю почему отправила туда же свою фамилию. И что вы думаете, я по биологии получила 75 баллов! При условии, что мне 40 лет и ЕГЭ я, конечно же, вообще не сдавала. Добавлю, что каждый запрос обошелся мне в 1000 рублей. Что говорит Закон о защите прав потребителей о таких, с позволения сказать, услугах? 
  – Ничего не говорит. Потому что с такими вещами надо обращаться в правоохранительные органы. Это в чистом виде мошенничество. Такие вещи регулирует Уголовный кодекс. 
  Кстати, в правоохранительные органы стоило бы обратиться даже и в том случае, если бы вы получили реальные данные о результатах экзамена. 
  Потому что до официального объявления все эти результаты являются абсолютно закрытой информацией. 
  Но не могу не сказать и вот о чем. Главным соучастником таких дел является сам потребитель. По непродовольственным товарам это видно особенно хорошо. Потребитель, как сказал классик, сам обманываться рад, если он платит меньше денег за контрафакт, например, или, как в вашем случае, желая узнать раньше других какую-либо информацию. А на самом деле сперва стоит подумать: в принципе, обещания продавца могут быть реальными? И тогда все сразу встает на свои места. 


Борис АГАФОНОВ, "Вечерняя Москва", 30/06/2010