Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Мнения. Потребители - это все мы

 

Дмитрий Дмитриев:

Потребители – это все мы

Каждый из нас – граждан России – является потребителем. Мы – потребители – главные действующие лица национальной экономики. К сожалению, наш голос пока не звучит в полную силу, а наше мнение чаще не учитывается при решении общенациональных вопросов. Вместе со страной мы прошли все этапы формирования рыночных отношений, реформы и кризисы, но пока остались наименее защищенным участником экономических процессов. Это положение необходимо исправлять и Общероссийский народный фронт – реальная возможность для того, чтобы на проблемы потребителей не только было обращено внимание, но и их положение принципиально улучшилось. В центре Народной программы, которая формируется в Общероссийском народном фронте, должен быть человек с его насущными проблемами. Для решения этих накопившихся вопросов в потребительской области, Объединением потребителей России подготовлены комплексные предложения, направленные на улучшение качества жизни каждого. Защищать каждого, действовать в интересах всех! – это девиз Объединения потребителей России, самого массового потребительского Движения, открытого для каждого, кто готов приложить силы, чтобы сделать Россию по-настоящему сильной и процветающей державой. Поэтому участникам нашей организации оказались понятны и близки идеи Общероссийского народного фронта, в работе которого мы собираемся принимать постоянное и самое активное участие. При этом мы понимаем, что необходимо в государственном масштабе заявлять о потребительских проблемах, вносить законодательные инициативы, отвечающие современным экономическим вызовам, защищающие потребителей от угроз и рисков, гарантируя ему всестороннюю безопасность. Именно с этой целью мы рассматриваем участие в предварительных общенародных праймериз.

Настоящие предложения состоят из трех блоков:

• Стратегия государственной потребительской политики
• Национальная система защиты потребителей
• Реформа потребительского законодательства

1. Разработка Стратегии государственной потребительской политики.

В Российской Федерации отсутствует целостная национальная потребительская политика, концептуально сформулированная на государственном уровне в виде стратегии. Формирование прогрессивной потребительской политики и ее декларирование в виде документа, принятом в официальном общероссийском масштабе  – задача государственная. Главная цель потребительской политики – защита национального потребителя, как основного участника экономических процессов и модернизации. Только при возведении потребительской политики в ранг государственной политики, возможна разработка и эффективная реализация законодательных мер по защите российского потребительского рынка, всех его добросовестных участников, отечественных производителей, установления равновесия между рыночными силами – потребителями и производителями, обеспечение социальной защищенности населения.

Разработка Стратегии государственной потребительской политики должна стать определяющим фактором общероссийских принципов и подходов при модернизации Национальной системы защиты прав потребителей и реформировании потребительского законодательства.

2. Модернизация национальной системы защиты потребителей.

Модернизация российской экономики, как рыночной и конкурентно способной, невозможна без эффективной защиты потребителей, выстроенной в целостную систему, нацеленную, как на         обеспечение защиты потребительских интересов граждан, так и на стимулирование и совершенствование рыночных механизмов. Защита прав потребителей предписана также положениями ВТО, принципами и нормами международного права.

Объединение потребителей России считает необходимым, рассматривать  элементы национальной системы защиты потребителей, утвердив законодательно и нормативно следующие позиции:

• осуществление реформы потребительского законодательства;
• перевод Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека из подведомства Минздравсоцразвития в ведение Правительства Российской Федерации;
• введение института Уполномоченного по правам потребителей в Российской Федерации;
• учреждение государственного массового печатного и Интернет – издания, направленного на информирование потребителей об их правах, мерах по защите этих прав, а также о лучших отечественных товарах;
• расширение полномочий органов местного самоуправления по защите потребителей и потребительского рынка, законодательное закрепление права органов местного самоуправления при формировании бюджетных расходов планировать средства на защиту потребительских интересов граждан;
• организация учебных центров для подготовки специалистов в области защиты потребителей;
• разработка и реализация типовых региональных программ по защите прав потребителей, что в 2009 году было одобрено на правительственном уровне;
• увеличение финансирования общественных организаций потребителей со стороны государства и регионов через предоставление грантов, направляемых на поддержку и развитие институтов гражданского общества, выделив на всех уровнях в отдельную конкурсную категорию проекты потребительских организаций.

3. Реформа потребительского законодательства.

Объединение потребителей России считает назревшим вопросом проведение реформы потребительского законодательства.

Основными предложениями Объединения потребителей России поэтапного реформирования потребительского законодательства являются следующие позиции:

• разработка концепции развития потребительского законодательства Российской Федерации;
• модернизация Закона «О защите прав потребителей», изменение его названия, как не соответствующего содержанию, совершенствование его основных положений с целью возможности регулирования современных потребительских отношений;
• работа над подзаконными актами и техническими регламентами;
• закрепление функций общественного контроля во всех «отраслевых законах», который может осуществляться общественными потребительскими организациями
• кодификация потребительского законодательства;
• разработка Потребительского кодекса Российской Федерации;
• приведение в соответствие с нормами потребительского кодекса Российской Федерации отраслевых законодательств.

Инициативы в сфере потребительских взаимоотношений – самой «народной области» – обоснованно могут стать одними из базовых в Народной программе Общероссийского народного фронта.