|
|
|
|
Рейтинг субъектов РФ по уровню защищенности интересов потребителей органами государственной власти
рейтинг 2014
Объединение потребителей России в очередной раз провело специальное исследование, позволяющее оценить эффективность деятельности органов государственной власти по защите потребительских интересов граждан в регионах. Подобные исследования уже проводились Объединением потребителей России - Рейтинг субъектов РФ по уровню защищенности потребителей - 2010 и Рейтинг субъектов РФ по уровню защищенности потребителей -2012 размещены на нашем сайте в открытом доступе.
При проведении исследований эксперты исходили из того, что высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают закрепленными законодательно полномочиями и правами в области защиты прав потребителей. При этом исполнительная власть региона обязана не только осуществлять мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей, но и организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Цель рейтинга-2014 - достоверно и объективно определить степень практического участия и эффективность деятельности государственных органов в субъектах РФ по защите прав потребителей в период 2012 – 2013 годов, оценить комплексность и системность этой деятельности. Субъекты Российской Федерации, как и в предыдущих
рейтингах, разделены на три цветовых уровня защищенности потребителей:
зеленый - высокий уровень защищенности, синий - средний уровень
защищенности, и красный - низкий уровень защищенности.
По сравнению с предыдущими рейтингами, исследуемые в этом году показатели несколько изменились – добавились параметры, характеризующие деятельность региональных властей в отношении обеспечения безопасности и качества товаров, производимых и реализуемых в субъектах РФ, и исключены критерии, определяющие влияние общественных организаций потребителей на уровень защищенности жителей региона. Именно по этой причине внесено изменение и в название рейтинга, который теперь имеет более точное, на наш взгляд, название:
Рейтинг субъектов РФ по уровню защищенности интересов потребителей органами государственной власти
Субъект РФ |
Кол-во баллов |
1.
|
Ленинградская область |
345 |
2.
|
Белгородская область |
330 |
3.
|
Ростовская область |
306 |
4.
|
Татарстан республика |
285 |
5.
|
Краснодарский край |
264 |
6.
|
Свердловская область |
261 |
7.
|
Башкортостан республика |
245 |
8.
|
Омская область |
237 |
9.
|
Новгородская область |
233 |
10.
|
Костромская область |
224 |
11.
|
Воронежская область |
221 |
12.
|
Курганская область |
217 |
13.
|
Оренбургская область |
212 |
14.
|
Калужская область |
210 |
15.
|
Алтайский край |
202 |
16.
|
Курская область |
193 |
17.
|
Санкт-Петербург город |
192 |
18.
|
Волгоградская область |
192 |
19.
|
Пензенская область |
191 |
20.
|
Кировская область |
190 |
21.
|
Рязанская область |
187 |
22.
|
Брянская область |
186 |
23.
|
Липецкая область |
186 |
24.
|
Красноярский край |
180 |
25.
|
Приморский край |
177 |
26.
|
Карачаево-Черкесская республика |
174 |
27.
|
Новосибирская область |
173 |
28.
|
Амурская область |
170 |
29.
|
Чувашская республика |
170 |
30.
|
Владимирская область |
166 |
31.
|
Тверская область |
165 |
32.
|
Кемеровская область |
164 |
33.
|
Камчатский край |
163 |
34.
|
Марий Эл республика |
163 |
35.
|
Ивановская область |
160 |
36.
|
Иркутская область |
160 |
37.
|
Московская область |
160 |
38.
|
Удмуртская республика |
160 |
39.
|
Ханты-Мансийский автономный округ -
Югра |
159 |
40.
|
Калининградская область |
157 |
41.
|
Саратовская область |
155 |
42.
|
Тюменская область |
152 |
43.
|
Вологодская область |
146 |
44.
|
Сахалинская область |
142 |
45.
|
Коми республика |
141 |
46.
|
Мордовия республика |
139 |
47.
|
Ставропольский край |
139 |
48.
|
Мурманская область |
138 |
49.
|
Еврейская автономная область |
137 |
50.
|
Магаданская область |
137 |
51.
|
Ульяновская область |
135 |
52.
|
Тыва республика |
133 |
53.
|
Москва город |
129 |
54.
|
Бурятия республика |
128 |
55.
|
Томская область |
128 |
56.
|
Тульская область |
126 |
57.
|
Ярославская область |
126 |
58.
|
Чеченская республика |
125 |
59.
|
Кабардино-Балкарская республика |
124 |
60.
|
Самарская область |
124 |
61.
|
Псковская область |
123 |
62.
|
Ямало-Ненецкий автономный округ |
120 |
63.
|
Тамбовская область |
119 |
64.
|
Хакасия республика |
119 |
65.
|
Карелия республика |
118 |
66.
|
Нижегородская область |
118 |
67.
|
Смоленская область |
116 |
68.
|
Саха (Якутия) республика |
114 |
69.
|
Адыгея республика |
113 |
70.
|
Орловская область |
111 |
71.
|
Забайкальский край |
109 |
72.
|
Хабаровский край |
108 |
73.
|
Архангельская область |
107 |
74.
|
Челябинская область |
97 |
75.
|
Алтай республика |
96 |
76.
|
Астраханская область |
95 |
77.
|
Дагестан республика |
83 |
78.
|
Пермский край |
79 |
79.
|
Калмыкия республика |
73 |
80.
|
Северная Осетия-Алания республика |
65 |
81.
|
Ненецкий автономный округ |
63 |
82.
|
Ингушетия республика |
60 |
83.
|
Чукотский автономный округ |
55 |
Методика рейтинга в целом осталась без изменений – она основана на визуальном исследовании, сравнительном анализе и оценке информации, находящейся в открытом доступе. В ходе исследования анализировались следующие показатели:
- наличие актуальной и достоверной информации по вопросам защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) на официальных сайтах в сети интернет: территориальных органов Роспотребнадзора, региональных Центров гигиены и эпидемиологии, государственных жилищных инспекций, Прокуратуры. Эксперты исследовали системность и периодичность опубликования информации, доступность изложения, удобство поиска и обеспечение свободного доступа заинтересованных лиц к этой информации;
- создание и поддержка в актуальном состоянии региональных интернет ресурсов, созданных органами исполнительной власти для информирования потребителей, а также региональный опыт организации иных специальных форм информирования потребителей по вопросам защиты их прав, качества товаров и услуг (регулярные ТВ и радио программы, консультационные и информационные центры, функционирующие, например, на базе библиотек и т.п.), финансирование которых производится, в том числе, за счет средств, выделенных на реализацию региональных программ по защите прав потребителей;
- функционирование в регионе межведомственных органов (советов, комиссий) по вопросам защиты прав потребителей при высших исполнительных органах власти, межведомственных координационных (коллегиальных) органов по вопросам торговли и качества товаров;
- наличие региональных общественных (ведомственных) консультативных советов по защите прав и интересов потребителей, «горячих» телефонных линий, общественных приемных, консультационных центров по защите прав потребителей, функционирующих на уровне субъекта РФ;
- наличие в региональных органах исполнительной власти структурных подразделений, на которые возложено решение вопросов по защите прав потребителей, подразделений/отделов по защите прав потребителей в органах местного самоуправления, и/или общественных приемных по поддержке потребителей в муниципальных образованиях;
- реализация в период 2012-2013 годов региональных целевых программ: по развитию торговой деятельности (потребительского рынка), по развитию конкуренции, по обеспечению качества и безопасности товаров и услуг, по повышению уровня финансовой грамотности населения;
- реализация в период 2012-2013 годов региональной целевой программы по защите прав потребителей, причем более весóмую оценку экспертов получили регионы, в которые такие программы не только были приняты, но и по ним было предусмотрено финансирование. Оценку экспертов получили и те регионы, в которых при отсутствии специальных программ были приняты либо Комплексные планы по защите прав потребителей, либо указанные вопросы были включены в иные программы социально-экономического развития региона;
- проведение регулярных региональных конкурсов (реализация проектов и акций), направленных на информирование потребителей о качестве товаров и поддержку местных товаропроизводителей, проведение конкурсов на соискание премии главы региона в области качества товаров и услуг, наличие регионального бренда лучших товаров и услуг (логотипа, товарного знака), внедрение региональной системы добровольной сертификации товаров и услуг.
В роли экспертов выступали практикующие юристы-аналитики, опыт практической работы которых в сфере защиты интересов потребителей составляет не менее 10 лет. В ходе исследования эксперты оценивали информацию, размещенную в открытом доступе в сети интернет (в том числе, на официальных интернет-сайтах государственных органов исполнительной власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов), в средствах массовой информации; данные Государственного доклада «Защита прав потребителей в РФ в 2012 году»; сведения, полученные Объединением потребителей России от региональных органов власти в ходе социального исследования «Опыт органов власти субъектов РФ в инициировании и реализации региональных программ качества и поддержки отечественных производителей товаров и услуг в сфере потребительского рынка.
По каждому из 19 показателей эксперты выставляли рейтинговые баллы, на основании которых высчитывался интегрированный рейтинг (суммарный балл всех показателей).
Методика проведения рейтинга разработана под руководством Соколовой И.Е. - руководителя аналитического управления Объединения потребителей России, одобрена Центральным Советом Движения и утверждена председателем Объединения потребителей России Корягиным А.Е.
Объединение потребителей России планирует проводить подобные исследования регулярно – очередной рейтинг должен появиться в 2016 году.
|
|
|
|