Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Потребителю Рейтинги, реестры, опросы Рейтинг субъектов РФ по уровню защищенности интересов потребителей органами государственной власти


Рейтинг субъектов РФ по уровню защищенности интересов потребителей органами государственной власти 

рейтинг 2014


Объединение потребителей России в очередной раз провело специальное исследование, позволяющее оценить эффективность деятельности органов государственной власти по защите потребительских интересов граждан в регионах. Подобные исследования уже проводились Объединением потребителей России  - Рейтинг субъектов РФ по уровню защищенности потребителей - 2010 и  Рейтинг субъектов РФ по уровню защищенности потребителей -2012  размещены на нашем сайте в открытом доступе.
 
При проведении исследований эксперты исходили из того, что высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают  закрепленными законодательно  полномочиями и правами в области защиты прав потребителей. При этом исполнительная власть региона обязана не только  осуществлять мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей, но и  организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
 
Цель рейтинга-2014 - достоверно и объективно определить степень практического участия и эффективность деятельности государственных органов в субъектах РФ по защите прав потребителей в период 2012 – 2013 годов, оценить комплексность и системность этой деятельности. Субъекты Российской Федерации, как и в предыдущих рейтингах, разделены на три цветовых уровня защищенности потребителей: зеленый - высокий уровень защищенности, синий - средний уровень защищенности,  и красный - низкий уровень защищенности.
 
По сравнению с предыдущими рейтингами,  исследуемые в этом году показатели несколько изменились – добавились параметры, характеризующие деятельность региональных властей в отношении обеспечения безопасности и качества  товаров, производимых и реализуемых в субъектах РФ, и исключены  критерии, определяющие  влияние общественных организаций потребителей на уровень защищенности жителей региона. Именно по этой причине внесено изменение и в название рейтинга, который теперь имеет более точное, на наш взгляд, название:
Рейтинг субъектов РФ по уровню защищенности интересов потребителей органами государственной власти

Субъект РФ

Кол-во баллов

                    1.           

Ленинградская область

345

                    2.           

Белгородская область

330

                    3.           

Ростовская область

306

                    4.           

Татарстан республика

285

                    5.           

Краснодарский край

264

                    6.           

Свердловская область

261

                    7.           

Башкортостан республика

245

                    8.           

Омская область

237

                    9.           

Новгородская область

233

                   10.          

Костромская область

224

                   11.          

Воронежская область

221

                   12.          

Курганская область

217

                   13.          

Оренбургская область

212

                   14.          

Калужская область

210

                   15.          

Алтайский край

202

                   16.          

Курская область

193

                   17.          

Санкт-Петербург город

192

                   18.          

Волгоградская область

192

                   19.          

Пензенская область

191

                   20.          

Кировская область

190

                   21.          

Рязанская область

187

                   22.          

Брянская область

186

                   23.          

Липецкая область

186

                   24.          

Красноярский край

180

                   25.          

Приморский край

177

                   26.          

Карачаево-Черкесская республика

174

                   27.          

Новосибирская область

173

                   28.          

Амурская область

170

                   29.          

Чувашская республика

170

                   30.          

Владимирская область

166

                   31.          

Тверская область

165

                   32.          

Кемеровская область

164

                   33.          

Камчатский край

163

                   34.          

Марий Эл республика

163

                   35.          

Ивановская область

160

                   36.          

Иркутская область

160

                   37.          

Московская область

160

                   38.          

Удмуртская республика

160

                   39.          

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

159

                   40.          

Калининградская область

157

                   41.          

Саратовская область

155

                   42.          

Тюменская область

152

                   43.          

Вологодская область

146

                   44.          

Сахалинская область

142

                   45.          

Коми республика

141

                   46.          

Мордовия республика

139

                   47.          

Ставропольский край

139

                   48.          

Мурманская область

138

                   49.          

Еврейская автономная область

137

                   50.          

Магаданская область

137

                   51.          

Ульяновская область

135

                   52.          

Тыва республика

133

                   53.          

Москва город

129

                   54.          

Бурятия республика

128

                   55.          

Томская область

128

                   56.          

Тульская область

126

                   57.          

Ярославская область

126

                   58.          

Чеченская республика

125

                   59.          

Кабардино-Балкарская республика

124

                   60.          

Самарская область

124

                   61.          

Псковская область

123

                   62.          

Ямало-Ненецкий автономный округ

120

                   63.          

Тамбовская область

119

                   64.          

Хакасия республика

119

                   65.          

Карелия республика

118

                   66.          

Нижегородская область

118

                   67.          

Смоленская область

116

                   68.          

Саха (Якутия) республика

114

                   69.          

Адыгея республика

113

                   70.          

Орловская область

111

                   71.          

Забайкальский край

109

                   72.          

Хабаровский край

108

                   73.          

Архангельская область

107

                   74.          

Челябинская область

97

                   75.          

Алтай республика

96

                   76.          

Астраханская область

95

                   77.          

Дагестан республика

83

                   78.          

Пермский край

79

                   79.          

Калмыкия республика

73

                   80.          

Северная Осетия-Алания республика

65

                   81.          

Ненецкий автономный округ

63

                   82.          

Ингушетия республика

60

                   83.          

Чукотский автономный округ

55


Методика рейтинга в целом осталась без изменений – она основана на визуальном исследовании, сравнительном анализе и оценке информации, находящейся в открытом доступе. В ходе исследования анализировались следующие показатели:
- наличие актуальной и достоверной информации по вопросам защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) на официальных сайтах в сети интернет: территориальных органов Роспотребнадзора, региональных Центров гигиены и эпидемиологии, государственных жилищных инспекций, Прокуратуры. Эксперты исследовали системность и периодичность опубликования информации, доступность изложения, удобство поиска и обеспечение свободного доступа заинтересованных лиц к этой информации; 
- создание и поддержка в актуальном состоянии региональных интернет ресурсов, созданных органами исполнительной власти для информирования потребителей, а также региональный опыт организации иных специальных форм информирования потребителей по вопросам защиты их прав, качества товаров и услуг (регулярные ТВ и радио программы, консультационные и информационные центры, функционирующие, например, на базе библиотек и т.п.),  финансирование которых производится, в том числе, за счет средств, выделенных на реализацию региональных программ по защите прав потребителей;
- функционирование  в регионе межведомственных органов (советов, комиссий)  по вопросам  защиты прав потребителей при высших исполнительных органах власти, межведомственных координационных (коллегиальных) органов по вопросам торговли и качества товаров;
- наличие региональных общественных (ведомственных) консультативных советов по защите прав и интересов потребителей, «горячих» телефонных линий, общественных приемных, консультационных центров  по защите прав потребителей, функционирующих на уровне субъекта РФ;
- наличие в региональных органах исполнительной власти структурных подразделений, на которые возложено решение вопросов по защите прав потребителей, подразделений/отделов по защите прав потребителей в органах местного самоуправления, и/или общественных приемных  по поддержке потребителей в муниципальных образованиях; 
- реализация  в период 2012-2013 годов региональных  целевых программ: по развитию торговой деятельности (потребительского рынка), по развитию конкуренции, по обеспечению качества и безопасности товаров и услуг, по повышению уровня финансовой грамотности населения;
- реализация  в период 2012-2013 годов региональной  целевой программы по защите прав потребителей, причем более весóмую оценку экспертов получили регионы, в которые такие программы не только были приняты, но и по ним было предусмотрено финансирование. Оценку экспертов получили и те регионы, в которых при отсутствии специальных программ были приняты либо Комплексные планы по защите прав потребителей, либо указанные вопросы были включены в иные программы социально-экономического развития региона; 
- проведение регулярных региональных конкурсов (реализация проектов и акций), направленных на информирование потребителей о качестве товаров и поддержку местных товаропроизводителей, проведение конкурсов  на соискание премии главы региона в области качества товаров и услуг, наличие регионального бренда лучших товаров и услуг (логотипа, товарного знака), внедрение региональной системы добровольной сертификации товаров и услуг.
В роли экспертов выступали практикующие юристы-аналитики, опыт практической работы которых в сфере защиты интересов потребителей составляет не менее 10 лет. В ходе исследования эксперты оценивали информацию, размещенную в открытом доступе в сети интернет (в том числе, на официальных интернет-сайтах государственных органов исполнительной власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов), в средствах массовой информации; данные Государственного доклада «Защита прав потребителей в РФ в 2012 году»; сведения, полученные Объединением потребителей России от региональных органов власти в ходе социального исследования «Опыт органов власти субъектов РФ в инициировании и реализации региональных программ качества и поддержки отечественных производителей товаров и услуг в сфере потребительского рынка.

По каждому из 19 показателей эксперты выставляли рейтинговые баллы, на основании которых высчитывался интегрированный рейтинг (суммарный балл всех показателей).

Методика проведения рейтинга разработана под руководством Соколовой И.Е. - руководителя аналитического управления Объединения потребителей России, одобрена Центральным Советом Движения и утверждена председателем Объединения потребителей России Корягиным А.Е.

Объединение потребителей России планирует проводить подобные исследования регулярно – очередной рейтинг должен появиться в 2016 году.


Рейтинг субъектов РФ по уровню защищенности интересов потребителей органами государственной власти и описание его методики
скачать в формате .pdf