Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Потребителю Актуальные публикации Вопрос Роспотребнадзору № 4

Алексей Корягин,
председатель Объединения потребителей России
















Я ХОЧУ ЗНАТЬ – КТО МЕНЯ ОТРАВИТ

Роспотребнадзор постоянно старается сделать так, чтобы не вмешиваться в защиту прав потребителей на уровне нас – обычных людей. По большому счету, Роспотребнадзор работает только под отчет перед Правительством, а также перед Госдумой, Советом Федерации на «Правительственном часе» и т.п. Такая понятная ведомственная ментальность.

При этом «наверх» сама Попова – руководитель Роспотребнадзора, постоянно в различных дозах подает недостоверную информацию, как «по мелочи», так и «по крупному». Такие «ошибки» зафиксируются лично мной постоянно. Есть они и в Государственных докладах Роспотребнадзора. Но о такой ведомственной «дезе» речь пойдет отдельно и позже, сейчас о небольших хитростях Роспотребнадзора при помощи которых ведомство отгораживается от нас – потребителей.

Так, всем давно и хорошо известно, что в большинстве случаев, когда гражданин или общественная организация обращаются в Роспотребнадзор в связи с нарушением прав потребителей, то в ответ получают в лучшем случае отписки и крайне редко - ответ по существу вопроса, и еще реже – реальную помощь в восстановлении нарушенных прав. Такая ситуация – ведомственный факт.

Обычно чиновники Роспотребнадзора прикрываются 294 законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который позволяет им просто сидеть на месте, а все заявления граждан «выкидывать», не читая, так как таковые якобы «не содержат сведений об угрозе жизни и здоровью».

То есть позиция по сути такова – приходите, граждане, когда угробите здоровье или попадете в морг. По моему мнению, никто в Роспотребнадзоре и не старается работать иначе после того, как Службу возглавила Анна Попова. Хотя при этом есть у чиновников возможности обхода в интересах граждан требований данного закона, но это не афишируется, так как никто не хочет брать на себя лишение людские проблемы.

Но и этого Роспотребнадзору показалось не достаточным, чтобы уменьшить для себя работу.

Теперь - с января 2017 года - установлен следующий порядок: потребитель сначала должен пожаловать предпринимателю (в организацию, «фирму», ИП), которая нарушила его права, и только после этого получает «санкцию» на обращение в Роспотребнадзор (да, при этом сделаны оговорки и даже даны разъяснения Роспотребнадзора, но опять же они сводятся к следующему – будете умирать – приходите, а точнее уже – приползайте). Получается - сначала надо унизиться перед предпринимателем, который тебя уже обманул, а после этого постараться получить помощь от чиновников.

Такой в чистом виде, говоря казенным языком, – административный барьер.

При этом все знают, что наши коммерсанты шифруются лучше любого Штирлица. Особенно такие беззащитные, но очень продуманные, как «малый и средний бизнес». Такие регистрируются по одним адресам, работают по другим, потребителей посылают по третьим, которые не фиксируются ни в каких установленных реестрах, того же Роспотребнадзора. А продавцы, администраторы, менеджеры, директора, сидящие на торговых точках, претензии потребителей отказываются брать на отрез, говорят – «нас уволят». Но это отдельная проблема и, в принципе, хотя и долго, но с определенными навыками поиска ответчиков - решаемая.

Роспотребнадзор, конечно, хорошо осведомлен о таких сложностях потребителей, но делает вид, что ситуацию изменить не может.

Но есть и другие многочисленные нарушения потребительского законодательства (значит – наших прав, как потребителей), от которых мы сразу на месте не страдаем, но они вызывают справедливое возмущение законопослушных граждан, делают нашу жизнь дискомфортной. Это такие нарушения типа – «мелких пакостей».

Начну с явного и повсеместного – отсутствие установленной информации на табличке магазина (кафе, сервиса и т.д.).

Согласно Закону «О защите прав потребителей» продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения, т.е. ее юридический адрес, и режим работы. Если продавец является индивидуальным предпринимателем – он должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

С крупными супермаркетами в этой части все еще более или менее сносно. Но вот нет такой информации на небольших магазинчиках, как правило, принадлежащих предпринимателям, и не собираются они ее размещать. Не выгодно ему это; да, чаще они и не знают таких требований, так как плевать хотели на российские законы.

Такие неопознанные торговые точки даже в Москве встречаются на каждом углу. И кто в них работает – не понятно, в них нет ни таблички с информацией, ни уголка потребителя, часто и кассового аппарата (по чеку из которого можно что-то понять), на месте нет руководителей, продавцы – мигранты, и т.д.

Лично меня такое обезличивание столичной торговли расстраивает. Иногда, как обычный покупатель, я подхожу и разговариваю с персоналом в таких заведениях, ненавязчиво доброжелательно интересуясь, – ребята, а вы – кто, чьи и т.д.? На все свои вопросы я всегда получают ответы, совершенно далекие от потребительского законодательства и правил торговли. Понимаю - что ждать? Персонал никто с правами потребителей знакомить не собирается.

Но, когда ко мне проникаются доверием, – узнаю, что «хозяева» точки с кем-то «обо всем договорились», кому-то «заносят в управу» и т.п.. Понятно, что при таком раскладе на какие-то таблички наплевать, вешать они их не будут, пока им не дадут пинка.

Но кто этот пинок может дать? Ответ – никто.

Потребитель точно не может. Жаловаться нам некуда.

Нет органа власти, в который можно обратиться и сказать – вот у нас в районе открылась, например, точка «Тухлое пиво», и там нет информации ни о продавце, ни о самом пиве, я хочу знать – кто торгует и что разливают? Нет, ответ вы не получите, а самим чиновникам никакие ответы и не нужны, они «все уже знают».

Все устроено так специально – на такие мелочи, как отсутствие информации о продавце, товарно-сопроводительных документов, кассы, опрятного вида продавцов (тоже установлено правилами), ценников (вы когда-нибудь видели ценники на рынке?), уголков потребителей, чистоту, просроченные товары, грубость персонала и т.п. – нам – потребителям – жаловаться некуда.

Не смогут исправить ситуацию и чиновники, даже если захотят. Но им этого и не нужно, так как тогда они не смогут заниматься поборами с торговых точек, в первую очередь, на районном уровне. Мзду местные чиновники берут практически со всех торговых точек, в каком виде, и - с какой периодичностью трясут коммерсантов – это где и как повелось, но оброк установлен для каждого. Такая административная рента, плюс алчность нашего бизнеса, вот вам и вся ценовая политика.

Но при этом все-таки я хочу знать – кто и что мне продает в моем районе, где я проживаю. У меня есть на это право, гарантированное законом.

Я хочу знать – кто меня отравит, если в этой торговой точке мне продадут некачественный товар. Поэтому я обращаюсь в Роспотребнадзору (в соответствии с его функциями) с простым вопросом и за разъяснением: куда потребителю обращаться с жалобой, если он видит, что на торговой точке (магазине, кафе и т.д.) нет соответствующей информации, и тем самым нарушено его право на информацию о продавце (исполнителе) для того, чтобы такое нарушение было прекращено органами власти?

Как обычно, такой вопрос подтверждаем официальным обращением Объединения потребителей России в Роспотребнадзор. Ждем ответа.