Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Председатель Движения Что может «Народный контроль»?



 
  

Что может «Народный контроль»?

 23-06-2011

- Алексей Евгеньевич, сейчас все чаще звучат словосочетания - народный контроль, гражданский контроль. Поясните, что это за явление?

- Думаю, что правильнее будет говорить об общественном контроле, хотя словосочетания равнозначны. Общественный контроль - это деятельность граждан и общественных организаций, направленная на пресечение неправомерных действий как со стороны должностных лиц, так и предпринимателей. Такая правозащитная деятельность активных неправительственных объединений и частных лиц необходима любому обществу как фактор сдерживания доминирования бюрократии, роста коррупции, увеличения нарушений прав граждан. Правильнее будет использовать термин «общественный контроль» еще и потому, что президентом России Дмитрием Медведевым в целом поддержана идея разработки закона об общественном контроле, а в изменениях в законе «О защите прав потребителей», которые вступили в силу с первого августа, как раз использован термин «общественный контроль». Так, новая редакция статьи 45 закона предоставляет общественным организациям потребителей «осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в органы государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушения прав потребителей для проведения проверки этих фактов».

- В чем же отличие новой редакции этой статьи закона?
- В частности в том, что общественные объединения потребителей теперь не имеют права «проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях». Проще говоря, нас, общественные организации потребителей, лишили возможности проводить проверки.

- Не ослабило ли это позиции общественных организаций?
- Нисколько. Объединение потребителей России всегда высказывалось за отмену таких проверок. Дело в том, что за последние годы появилось большое количество лжеобщественных организаций, которые под видом проверок занимались вымогательством средств у предпринимателей. Такие мошенники, работающие исключительно в своих корыстных интересах, дискредитировали потребительское движение в целом. Сейчас прав для защиты граждан у общественных организаций достаточно. Главное, что у нас есть право обращаться в суд для защиты потребителей. Мы - Объединение потребителей России - этим правом активно пользуемся. Тем более в новой редакции усилены функции государственного контроля на потребительском рынке, то есть Роспотребнадзора, с которым мы всегда работаем в тесном взаимодействии. И, например, теперь должностное лицо Роспотребнадзора может обратиться в суд с заявлением о ликвидации организации или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное нарушение прав потребителя. В нашем бизнесе, как понимаете, могут нарушать права потребителей по несколько раз за день.

- В чем же тогда отличие проверок от общественного контроля?
- Проверки - это просто действие, которое может быть ограничено, например, только составлением акта, а общественный контроль - это система, имеющая организационно-правовые формы. Цель общественного контроля - предотвращение или устранение нарушений прав и интересов потребителей. Сама же идея общественного контроля и принцип привлечения к участию в нем наиболее широкого круга рядовых, но неравнодушных граждан, лежат в основе деятельности Объединения потребителей России и нашего базового проекта по защите потребительских интересов граждан «Народный контроль».

- Объединение потребителей России участвует в проекте партии «Единая Россия» «Народный контроль». Можно ли назвать реализацию такого проекта именно системной?
- Безусловно. Проект «Народный контроль», которым руководит депутат Мосгордумы Александр Семенников, - хороший пример сотрудничества  партии «Единая Россия» как общественно-политической структуры, городских органов власти и общественности. «Народный контроль» - проект общероссийский, но именно в Москве он реализуется наиболее эффективно и общенародно. Городская партийная организация «Единой России» постоянно держит проект в своей «повестке дня», проводит методическую учебу для участников, общественных контролеров. Работает интернет-сайт проекта, издается газета «Голос за потребителя», спектр направлений проекта увеличивается. Нашими первыми шагами были борьба с контрафактом, контроль за ценами и соблюдением прав потребителей в сетевых магазинах и реализации алкогольной продукции. Здесь мы добились определенных результатов. Например, выиграны иски к магазинам таких торговых сетей, как «Магнолия» и «Копейка», которые нарушали права потребителей. Сейчас мы подготовили правовую базу для защиты потребителей в сфере ЖКХ и уже начали мониторинг соблюдения законодательства управляющими компаниями. То есть «Народный контроль» - это системная и целенаправленная работа. Главной же задачей «Народного контроля» сейчас и на ближайшие месяцы является налаживание совместно с Департаментом торговли и услуг Москвы работы ярмарок выходного дня. Это решение важнейшей социально-экономической задачи, поставленной мэром столицы.

- Объединение потребителей России присоединилось к Общероссийскому народному фронту. Сейчас идут общенародные праймериз. Вы внесли свои предложения в Народную программу?
- В этом году мы подготовили впервые в России общественный доклад «Легко ли быть потребителем в России?» и сформулировали в нем выводы о положении нашего потребителя.
Объединение потребителей России включилось в работу Народного фронта на всех уровнях, потому что наши принципы и идейные установки идентичны. Владимир Путин сказал о Народной программе, что «ее центральным, сквозным приоритетом должны стать проекты, направленные на улучшение качества жизни». Как раз реализация проекта «Народный контроль» позволила нам подготовить хорошо проработанные предложения в Народную программу. Если говорить конспективно, то наши предложения на федеральном уровне заключаются в принятии на государственном уровне стратегии потребительской политики, реформе потребительского законодательства и модернизации национальной системы защиты прав потребителей. Наши предложения - это целый пакет мер по обеспечению безопасности потребителей и надежной защите их интересов. В частности, мы предлагаем расширить полномочия органов местной власти по защите потребителей, ввести институт уполномоченного по правам потребителей, сделать нормы общественного контроля сквозными для всех отраслевых законов, разработать потребительский кодекс. На региональном уровне мы предлагаем подготовить и реализовать городскую программу защиты потребителей. К сожалению, в Москве в отличие от ряда других регионов такой программы нет. А ее актуальность обусловлена еще и теми изменениями в законе «О защите прав потребителей», о которых мы уже говорили, - общественные объединения потребителей будут участвовать в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг). Могу сказать, что все основные предложения Объединения потребителей России были учтены при внесении новых изменений. Надеюсь, что наше мнение будет востребовано и при составлении Народной программы Общероссийского народного фронта, а в Москве появится своя городская программа по защите потребителей.


Опубликовано в газете "Тверская, 13", 26.06.2011