Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Председатель Движения Онлайн-интервью Алексея Корягина сайту ER.ru


Онлайн-интервью Алексея Корягина
сайту ER.ru


12-11-2014




Как проходит реализация проекта «Знак качества»? Как партия защищает права потребителей? На эти и другие вопросы ответил руководитель проекта, председатель Объединения потребителей России Алексей Корягин.






Завтра – 13 ноября – отмечается Всемирный день качества. У нас – россиян – есть основания присоединяться к такому дню? // Антон
Корягин А.Е.: Качество, на мой взгляд, это наше представление о том, каким должен быть мир вокруг нас, и поэтому качества не может быть много. В первую очередь, я бы говорил о качестве жизни, и оно в целом у нас в России - улучшается. Но в этой фразе можно остановиться и перейти к проблемам качества, о которых, также все хорошо знают. И при более близком рассмотрении качество чего-либо, не важно, что это – товар, услуга, закон, власть и т.п., практически всего, что нас окружает, теряет свой обещанный и ожидаемый уровень, все как-то размывается и теряет четкость.  Это очевидно. Мне, как практикующему юристу, регулярно участвующему в судебных разбирательствах, приходится констатировать, что качество у нас находится вне закона, его не уважают, и наоборот, запрограммированный выпуск некачественных товаров и услуг стал частью маркетинговой стратегии компаний. При этом работать - то мы умеем. Многие наши отечественные предприниматели хотят работать честно, напряженно и выпускать качественную продукцию. Мешают им это делать те условия, в которых находится наш потребительский, все еще нецивилизованный рынок, покрытый коррупцией, как тундра мхом. Нам нужно изменить характер рынка –  бизнес -  для людей, а не бизнес на людях.

Не пора ли переписать Закон «О защите прав потребителей»? // Андрей
Корягин А.Е.: Конечно, пора! Давно! Над совершенствованием  этого закона мы – общественные защитники прав потребителей стараемся  работать, внесли ряд законотворческих предложений, изложенных в форме законопроектов, но, скажу откровенно, дело идет плохо. Предметно кому-то из законодателей эта тема мало интересна, она сложная, юридически противоречивая, я бы сказал – запущенная. И главное – она не носит «экономического выражения», за ней нет лоббистов корпораций и олигархов, этот закон – социальной направленности, он, главным образом, защищает малоимущих. Но вопрос в этой связи значительно больше. Нужен комплекс мер, что бы защитить потребителя, который должен быть главным действующим лицом экономики, и, который сейчас практически беззащитен и находится один на один со своими проблемами.  Если в сжатом виде  – нужно менять все потребительское законодательство, модернизировать всю национальную систему защиты прав потребителей (есть такое понятие), и - мое личное мнение – срочно реорганизовывать Роспотребнадзор, есть вопросы к судебной системе и так далее. В итоге – нужна новая стратегия защиты прав потребителей на государственном уровне, что должно повлиять на весь потребительский рынок в целом. Тогда и качество будет и цены доступные. Думаю, что мы на пороге таких изменений.


Какие сейчас приняты меры по защите прав потребителей, совершающих покупки в интернет магазинах? Планируется ли принятие дополнительных законов по защите прав потребителей в электронной коммерции? // Надежда 
Корягин А.Е.: Госдума уже неоднократно пыталась регулировать электронную торговлю. Начиная с 2005 года, было рассмотрено несколько  законопроектов «Об электронной торговле», но ни один из них не был принят. Хотя  закон, который бы регулировал такую торговлю, необходим - это совершенно очевидно.
Объединение потребителей России и проект «Знак качества» свидетельствуют о массовых  системных нарушениях прав потребителей при интернет-торговле и услугах, плюс – интернет-мошенничество.

На мой взгляд, такой закон, как минимум должен связать воедино многие аспекты – требования к сайту интернет-магазина, к обработке персональных данных,  к электронным платежам, к доставке товара и многое другое. Но главное, заключается в другом – должна быть найдена возможность  привлечения владельцев таких магазинов к ответственности. Речь, конечно,  идет о недобросовестных игроках такого рынка,  ведь именно отсутствие должного законодательства дает им возможность безнаказанно продавать контрафакт и другой некачественный товар.

Многие считают, что данный закон не нужен в принципе, потому как  хватает существующих норм. Но что  это за нормативные акты? Практически, их всего три - закон о торговле, закон «О защите прав потребителей» и Правила дистанционной торговли.

Проблема состоит в том, что   существующее законодательство требует   изменения – оно не соответствует современным требованиям рынка (на этом я уже кратко останавливался). Остановлюсь на   одном -  термины, которые сейчас зафиксированы  в законах, либо настолько «размыты», что пользоваться ими для защиты своих прав чрезвычайно сложно, либо отсутствуют в принципе, либо потеряли свою актуальность и должны быть заменены.

Пока же государство озаботилось только вопросом сбора таможенных платежей, законодательно снизив порог беспошлинного ввоза товаров, приобретенных в зарубежных интернет-магазинах.


Алексей Евгеньевич, в чем суть проекта «Знак качества»? Что полезного он принесет нам – обычным потребителям? // Сергей
Корягин А.Е.: Стратегия «Знака качества» задана содержанием президентских посланий, майских указов, партийных решений. Проект «Знак качества» - это многоцелевой проект, направленный на организацию разноплановой, но комплексной системы поддержки, как отечественных производителей, так и защиты потребителей, так все добросовестные участники потребительских отношений – и покупатели,  и предприниматели – союзники, заинтересованные в порядке на рынке. Такого порядка сейчас нет. Наш потребительский рынок так и не стал по-настоящему цивилизованным. Фактически у нас есть минимум два параллельных потребительских рынка – официальный, который как-то законодательно регулируется, и – теневой, где совсем другие «правила игры». И органы власти до такого теневого рынка «не дотягиваются», он процветает. Поэтому стратегическая цель проекта «Знак качества» - создать общественный регулятор в сфере потребительского рынка, который наравне с контрольно-надзорными и другими ведомствами будет влиять на ситуацию в сфере защиты прав потребителей. Можно сказать, что создаем «общественное министерство потребительского рынка». Инструментом такого регулирования становится наша, уже в целом созданная, общественная система оценки качество товаров и услуг – ОСОКа, которая действуя совмещено с механизмами общественного контроля, должна влиять на качество нашего потребительского рынка. То есть «Знак качества» с одной стороны поддерживает предпринимателей практическими мерами, в том числе, продвижением качественных отечественных товаров к потребителям, а с другой, удаляет с рынка некачественную, опасную для здоровья и жизни людей, продукцию. Таким образом, потребитель получает более качественные товары, а на прилавках становится меньше опасных продуктов. Но такой подход «Знака  качества» относится и к сфере услуг – туризму, медицине, ЖКХ, финансовой сфере и так далее. Мы разработали методики общественного контроля и самозащиты потребителей, которыми должны вооружить наших граждан, чтобы они умели самостоятельно отстаивать свои потребительские права. Это так же одна из задач проекта.


В каких регионах реализуется проект «Знак качества»? Опыт какого региона в реализации проекта «Знак качества» Вы считаете наиболее успешным? // Ксения
Корягин А.Е.: Сегодня к реализации проекта присоединились, хотя и в различной степени активности, участники из 47 субъектов Российской Федерации. Нужно сказать, что концепция проекта и его структура позволяет участвовать в работе, как в полном объеме реализации проекта, так и по отдельным его направлениям или даже модульным подпроектам. Мы стараемся, чтобы региональные участники могли, учитывая специфику своего субъекта,  подключаться к проекту с учетом местных задач по социально-экономическому развитию, и с упором на решение наиболее болезненных для жителей проблем. То есть, каждый участник проекта может найти сферу своей работы, свое направление в рамках проекта, если ему интересна его идея. Гибкость проекта, отсутствие общественного бюрократизма  – одно из его преимуществ. Более подробно география проекта и все другие материалы представлены на официальном сайте проекта «Знак качества» - http://www.проект-знак-качества.рф
Нужно учесть, что проект реализуется полтора года, за этот период в основном завершена методическая и структурно-организационная работа, хотя, конечно, она продолжается. Сейчас начался новый проектный цикл, который продлится до лета следующего года и завершится главным событием – торжественной церемонией награждения лучших отечественных производителей Знаком общественного признания «Звезда качества России».

За прошедший год по-своему интересен опыт многих регионов, выделю в первую очередь из них три – Белгородскую и Владимирскую области, Ямало-Ненецкий автономный округ. Руководители проекта в этих субъектах смогли выстроить структуру проекта на региональном уровне с привлечением Объединения потребителей России и других общественных организаций, подобрали актив проекта, закрепились или фактически инициировали заново создание межведомственных координационных советов для участников потребительского рынка, освоили механизмы общественного контроля и наши методические материалы. И таким образом, заложили фундамент для дальнейшей эффективной деятельности и развития проекта у себя в регионе.


Что дает предпринимателям участие в конкурсе «Звезда качества России»? // Софья
Корягин А.Е.: Участие в конкурсе «Звезда качества России» дает предпринимателям ряд преференций, о них я скажу ниже. (Кстати, замечу - участие в различных «профильных» конкурсах предпринимателям кроме «престижа» обычно ничего и не дает). Но, думаю, что заданный вопрос поставлен только в коммерческом плане, и исключительно с такого ракурса рассматривать наш конкурс не совсем правильно. И вот почему. Подчеркиваю, что «Звезда качества России» - это общественный конкурс, его победители (напомню – это сами предприятия, а не их продукция, товары, и этот конкурс только для отечественных производителей) получают Знак общественного признания «Звезда качества России». Чтобы получить «Звезду качества России», предприятие должно пройти сложную комплексную экспертизу через нашу, созданную в рамках проекта «Знак качества», Общественную Систему Оценки Качества – сокращенно ОСОКа. Требования очень высокие. Экспертное заключение делается общественными комиссиями на двух уровнях – сначала на региональном, а потом на федеральном. Этот «детектор качества» заставить изменить показатели невозможно. Попробуйте получить «Звезду качества России», и вы убедитесь, что это сложная задача, гораздо сложнее, чем заплатить деньги за, так называемый, «спонсорский пакет» в каком-нибудь другом конкурсе и потом разместить «приз» на сайте компании.
Таким образом, во-первых, участие в конкурсе «Звезда качества России» дает предпринимателю представление о качестве его продукции со стороны самого требовательного арбитра – потребителя. Это статусная оценка деятельности предпринимателя. И мы обязательно достигнем того, что «Звезда качества России» будет самой узнаваемой и самой авторитетной общественной наградой для производителей и других участников потребительского рынка.

Во-вторых, имиджевый «плюс» - лауреат конкурса имеет право размещать логотип Знака «Звезда качества России» на своей продукции, в информационных и рекламных материалах.

И, наконец, продвижение продукции предприятий - номинантов и лауреатов конкурса «Звезда качества России» к потребителям. Сейчас завершается организации специального структурного подразделения проекта «Знак качества», которое называется – Служба продвижения отечественных товаров, сокращенно – СПОТ. Задача СПОТа – расширить маркетинговые возможности для сбыта отечественной продукции, с помощь наших проектных инструментов и ресурсов, скажем так, привлечь внимание, торговых организаций к продукции предприятий, в первую очередь, отмеченных Знаком «Звезда качества России».  В этой же плоскости лежит так же и наша практическая правовая помощь, защита предприятий - победителей в конкурсе в том случае, если это потребуется в сложных для них ситуациях. Но здесь нужно сделать оговорку, практическая работа с бизнесом в этих направлениях имеет индивидуальный и адресных подход, но модели такой  нашей деятельности могут быть применимы всеми участниками проекта «Знак качества».
В итоге, мы создаем комплекс дополнительных маркетинговых коммуникаций для продвижения качественной продукции отечественных производителей. В этом и состоит ответ на заданный вопрос.


Может ли участие предпринимателей в проекте, помочь им в решении проблем с чиновниками – коррупционерами, которые тормозят бизнес? // Алина
Корягин А.Е.: Владимир Путин в одной из своих статей сказал, что борьба с коррупцией должна стать  подлинно общенациональным делом. И одна из задач проекта «Знак качества» в этом и состоит – противодействие такому злу, как коррупция, - силою (если вспомнить Ивана Ильина) со стороны общества. Здесь у нас достаточный опыт, в том числе эффективного взаимодействия с контрольно-надзорными и правоохранительными органами. Основным инструментом в этой борьбе у нас – в проекте «Знак качества» - является общественный контроль, в том числе общественный контроль за деятельностью органов власти. Сейчас в этом направлении мы объединяем ресурсы с Общественными палатами и другими гражданскими институтами, которым  Закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» предоставил новые полномочия в этой сфере. Мы уже начали два совместных общественных расследования антикоррупционной направленности. Также в этой связи скажу, что механизмы практической юридической помощи предпринимателей заложены и эффективно действуют через нашу специальную программу правовой защиты «Каскад». Но любые обращения в адрес проекта «Знак качества», связанные с коррупционным и административным давлением на бизнес, неправомерным уголовным преследованием анализируются с позиции соблюдения закона всеми сторонами, вовлеченными в такую ситуацию.


В чем разница общественного контроля, проводимого двумя партийными проектами «Знак качества» и «Народный контроль»? // Тимофей
Корягин А.Е.: Я бы ответил на этот вопрос несколько шире – в чем разница между проектами «Знак качества» и «Народный контроль»? И уже в этом контексте ответить на вопрос о мероприятиях общественного контроля. Мне уже приходили сообщения из регионов, в которых наши отдельные коллеги писали, что эти проекты «похожи», «перекрывают друг друга», в некоторых субъектах предлагали даже их соединить под единым руководством, что, не правильно в принципе. Почему?  Потому что по своим целям и задачам это совершенно различные проекты. Отмечу главные отличия.
Первое. Проекты закреплены за различными партийными платформами, что определяет, так можно сказать,  «характер» действий в рамках проектов: «Народный контроль» - за патриотической платформой, «Знак качества» - за социальной платформой.

Второе. У проектов различные законотворческие направления. «Народный контроль» - главным образом, совершенствование Закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (так называемый, Закон о торговле), «Знак качества» - потребительское законодательство, в первую очередь реформирование Закона «О защите прав потребителей».

Третье. Различные цели и задачи общественного контроля, который, как проектное направление есть в обоих проектах. Так, «Народный контроль» в основном (и преимущественно в торговых сетях) в плане контроля отслеживает следующее: наценку, рост цен, качество (просрочку продуктов), производителя товара (фиксацию его присутствия на полках). А «Знак качества» - создает систему общественного контроля качества, которая должна охватить все сферы интересов потребителей, включая услуги – ЖКХ, банки, медицина, вузы, транспорт, торговля и т.д. Одна из задач «Знака качества» - разработать методики общественного контроля по всем этим направлениям и передать эти методики в регионы – участникам проекта, которые, в свою очередь, смогут ими пользоваться в зависимости от социально-экономических особенностей региона и партийных задач на местном уровне. Но главное «Знак качества» фиксирует сами товары (в первую очередь – продовольственные товары), проводит через собственную систему аудита качества – продукции и услуг, производимых организацией.

Отсюда – четвертое, -  различие в методах и формах  общественного контроля. «Народный контроль» -  рейды, мониторинг, осмотры и сбор информации, рекомендации, «ретрансляция в общественное мнение».  В «Знаке качества» - мероприятие общественного контроля основывается на факте нарушения, которое может быть как единичное, так и системное (например, производство и распространение некачественной продукции в каком – либо городе, некачественная вода в отдельном населенном пункте и т.п.); сведения о факте нарушений могут быть получены в общественной приемной партии, куда обратились граждане, в СМИ, в жалобах, поступивших в органы власти,  депутату, в общественную организацию и т.п., или непосредственно в проект «Знак качества». То есть юристы и участники проекта «Знак качества» решают конкретные проблемы жителей, обращаясь для этого в ведомственные контрольно-надзорные органы, прокуратуру, суды и  добиваются конкретного видимого результата. Таким образом, конечная цель общественного контроля в рамках проекта «Знак качества» - реальный результат, исправление ситуации.

Далее – практическая поддержка в продвижении продукции в «Знаке качества». Сегодня мы уже говорили об этом. 
В проектной работе мы исходим из того, что проекты взаимодействуют между собой, дополняют и поддерживают друг  друга. Вполне понятно, что некоторые проекты находятся в соседстве между собой, так как они направлены на задачи, которые поставлены руководящими органами партии для достижения целей, охарактеризованных руководством страны.

Таким образом, проекты «Знак качества» и «Народный контроль» не «конкурируют» между собой, а являются составляющими элементами целостной проектной системы Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».


Почему у «Знака качества» в логотипе – рабочий со звездой? Не очень ли по-советски? // Алексей
 Корягин А.Е.:Наша история – единая духовно-нравственная материя. Во все времена у нас настоящего Рабочего человека (с большой буквы) ценили и уважали. В Советском Союзе было действительно много примеров «трудового героизма», демонстрации добросовестного отношения к делу, к своему трудовому коллективу. Все наши предшествующие поколения воевали и работали для нас – живущих сегодня, так получается. Поэтому мы их не можем забыть вне зависимости от исторической эпохи. Поэтому символом для логотипа мы выбрали скульптуру Вячеслава Андреева «Рабочий со звездой» (иногда называли – «Советский рабочий»), выполненную для Советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Эта скульптура менее знаменита, чем «Рабочий и колхозница», но она имеет свой пафос и незаслуженно редко упоминается. Хотя в 1939 году даже американская пресса писала о ней восторженно. Возможно, подзабыли о ней, потому что судьба этого монумента оказалась грустной. И павильон, и скульптуру хотели восстановить в Москве, но началась война и, уже начатые работы, были остановлены. Это отдельная история, но у нас есть планы восстановить хотя бы скульптуру. Кстати, другие работы Вячеслава Андреева – это скульптуры в главном вестибюле московской станции метро «Бауманская».


В следующем году победителям конкурса «Звезда качества России» тоже будут вручать вазы из Гусь-Хрустального? // Сергей
Корягин А.Е.: Мастера из Гусь-Хрустального замечательно выполнили заказ «Знака качества» на разработку и изготовление памятных ваз для лауреатов нашего конкурса – лучших отечественных производителей. Мы стремились, чтобы вазы выглядели достойно, как бы, соответствовали уровню самих победителей. Думаю, что у нас получилось. Кстати, это уже исторический анекдот - одну вазу у нас украли прямо с церемонии торжественного вручения на ВВЦ, так что наши вазы – впечатляют.  Спасло то, что у нас была одна запасная. Надеюсь, что и в следующем году новые лауреаты Знака «Звезда качества России» вместе с памятным панно получат и хрустальную вазу, изготовленную мастерами из Гусь-Хрустального.

Интервью закончено