Впервые в нашей стране работает общероссийский форум лидеров общественных организаций потребителей с участием представителей органов власти, средств массовой информации и ряда неправительственных организаций. В работе Конгресса принимают участие делегаты из 71 субъекта Российской Федерации.
Организатором форума выступила самая массовая потребительская общественная организация – Объединение потребителей России. Участники конгресса не скрывают его патриотическую направленность и проявляют солидарность с государственным курсом, что выразилось в обращении к гражданам России в поддержку Владимира Путина, кандидата в Президенты России. Обращение через Интернет подписало 36 общественных организаций.
Конгресс потребителей России проводится, в первую очередь, в целях консолидации патриотического фланга потребительского движения и обсуждения приоритетов его деятельности.
Конгресс потребителей России сегодня примет итоговую резолюцию, состоящую из 25 пунктов, которая фактически станет декларацией потребительского движения и даст старт его следующему этапу, связанному с новым периодом развития России.
В январе с.г. состоялось заседание Президиума Госсовета об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей, на которое были приглашены руководители нескольких объединений потребителей, потребительское движение получило ясный сигнал и импульс к активизации своей деятельности Итоги этого заседания выглядят для потребителей и потребительского движения обнадеживающими, особенно в связи с перспективой принятия новой редакции постановления Правительства России «О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей». Откликом на результаты заседания Президиума Госсовета стало, в том числе, и проведение настоящего Конгресса.
Какие основные позиции потребительского движения на его новом этапе? Как их формулируют участники Конгресса потребителей России? Лидеры потребительского движения отвечают на этот вопрос следующим образом:
1. Потребительское движение наряду с правозащитными характеристиками все больше приобретает черты общественно-политического движения и, действуя в национальных интересах, намерено играть ведущую роль в общественном секторе гражданского общества.
2. Приоритетные задачи потребительское движение видит в следующем:
- активно участвовать в социальных и экономических процессах на благо российского народа и России,
- защищать наименее обеспеченных граждан, бороться с бедностью, неравенством, коррупцией в потребительской сфере,
- поддерживать справедливые отношения на потребительском рынке и содействовать российским производителям в формировании внутреннего рынка отечественных товаров и услуг.
3. Основным способом защиты потребителей участники Конгресса считают общественный контроль, который необходимо расширять. Конгресс потребителей России объявляет призыв добровольцев для участия в проведении мероприятий общественного контроля.
4. Участники Конгресса потребителей России констатируют также основные проблемы потребительского движения, которые необходимо преодолеть, чтобы стать влиятельной общественной силой:
- недостаточная гражданская активность участников движения,
- отсутствие массовости и сплоченности в движении,
- невысокий уровень профессиональной подготовки защитников потребителей,
- отсутствие финансовой поддержки со стороны государства.
5. Участники Конгресса считают, что консолидированное мнение потребительского движения по актуальным вопросам должно быть не просто услышанным другими участниками потребительского рынка, но и восприниматься как существенное условие, которое необходимо учитывать в своей деятельности всем предпринимателям.
На конгрессе его участники – представители общественных организаций потребителей – призвали всех добросовестных участников потребительского рынка навести общими усилиями в этой сфере порядок. Такой призыв соответствует девизу Конгресса: «Общественный контроль – за безопасность и порядок!»
На пленарном заседании Конгресс потребителей России будет организован исполнительный комитет для реализации принятых решений. Исполком будет работать до проведения нового Конгресса и информировать своих участников и других заинтересованных лиц о ходе выполнения резолюции, которая станет планом конкретных действий, призванных поднять потребительское движение на новый уровень.