Главная Закон "О защите прав потребителей" Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребитель и общество
 
Электронная библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...


Агенство информирования потребителей

Федеральный проект Знак качества

Интернет издание ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ

ОПР - Московское отделение

ОПР - Крымское отделение

Региональная общественная организация Общество защиты прав потребителей Московской области

Профсоюз Евразия

Школа муниципального политика



Информация о Движении Новости Селектор проекта "Знак качества" - тезисы выступления Старостиной Н.С.


Выступление Наталии Старостиной - руководителя Федерального экспертно-правового бюро проекта «Знак качества» на дистанционном семинаре для общественных контролеров 

12-02-2014

Тема выступления: «Правовые основы проведения общественного контроля и реализации его результатов через контрольно-надзорные и судебные органы».

 
Тезисы выступления:
Для того, чтобы общественный контроль приносил реальные результаты, его проведением надо заниматься грамотно и основательно. Для этого требуются знания теоритической и практической базы. Напомню, что информация об общественном контроле, в частности за качеством товаров, о его проведении размещена на странице Проекта на сайте партии. Методические рекомендации по проведению
общественного контроля в других сферах (ЖКХ, туризм, образование и т.д.) будут размещены позже, согласно Плану реализации проекта.

В рамках реализации проекта мы проводим общественный контроль в потребительской сфере. Соответственно, одним им из главных оснований для его проведения является статья 45 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Эта статья наделяет общественные объединения потребителей достаточным набором прав, для того чтобы не только проводить общественный контроль на отдельных предприятиях торговли, но и в потребительской сфере в целом. Мы имеем право проводить и участвовать в проведении независимых экспертиз качества и безопасности товаров и услуг и распространять информацию об их результатах, имеем право принимать участие в разработке требований к товарам, принимать участие в разработке законов и правил, требовать, в том числе и в судебном порядке, привлечения к ответственности недобросовестных продавцов и исполнителей вплоть до приостановления торговой деятельности или дисквалификации руководителей управляющих компаний.

Как пример, в 2012 и в 2013 годах не единожды была приостановлена деятельность некоторых магазинов таких крупных сетей, как Седьмой континент, Пятерочка, Перекресток, на срок до 60 суток. По всей стране дисквалифицируют руководителей управляющих компаний сроком до 1 года. И все это результаты, в частности, общественного контроля. Сейчас, например, мы судимся с Вимм-Билль-Данном.

Так же право на проведение общественного контроля закреплено ст. 24 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Главные правовые основы общественного контроля гарантируются Конституцией РФ, которая дает право каждому участвовать в управлении государством.

Однако, для достижения конкретных результатов общественного контроля, которые я перечислила выше, к проведению общественного контроля в рамках нашего проекта целесообразно привлекать региональные отделения Объединения потребителей России, которые как общественные объединения потребителей, имеют право на обращение в суд в защиту неопределенного круга потребителей.

При проведении общественного контроля, как уже было сказано
МихаиломТимиревым , могут возникать трудности такие как: воспрепятствование в проведении общественного контроля, требование согласования с Прокуратурой. Вы должны помнить, что общественная организация не является государственным органом и не проводит надзорных мероприятий. Соответственно на общественное объединение НЕ распространяется ФЗ № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Таким образом, все возможные требования со стороны продавцов о согласовании с прокуратурой, о записи своих данных в журнал проверок и так далее НЕ законны. Это нужно запомнить, а лучше выучить, для того, чтобы сразу пресечь подобные попытки не позволить вам провести общественный контроль.

Не нужно забывать так же про Паспорт предприятия торговли, который рассылался нами всем вам. Этот Паспорт является отличной шпаргалкой при проведении
общественного контроля, в нем имеются все необходимые юридические ссылки, что поможет вам не растеряться при возникновении вопросов, а так же поможет ничего не забыть.

Итак,
общественный контроль проведен, найдены нарушения прав потребителей.

Необходимо направить обращение в Роспотребнадзор, в некоторых случаях также в Россельхознадзор или Росалкогольрегулирование. Подробнее о том куда и в каких случаях обращаться читайте в Методических рекомендациях по ОК за качеством товаров. 
Примеры обращений в надзорные органы будут размещены на странице проекта.
Если вам не ответили или ответили отпиской, следует обращаться в Прокуратуру с жалобой на гос.орган.

Параллельно с обращением в гос.орган, обращаемся в суд на продавца или исполнителя с иском о прекращении противоправных действий. Примеры исков так же будут размещены.   
При проведении общественного контроля в сфере ЖКХ применяется та же схема: мониторинг проблем или жалоба потребителя – выявление нарушений – проведение общественного контроля (оформление его результатов) – обращение в Жилинспекцию, Роспотребнадзор, Прокуратуру, контроль рассмотрения обращений – подача искового заявления в суд – освещение результатов общественного контроля в СМИ.

Общественный контроль в сфере ЖКХ в рамках проекта должен проводиться в двух направлениях:
- контроль за качеством жилищно-коммунальных услуг (плохая вода, маленький напор, слишком холодная, нет отопления или плохо греют батареи, плохо убираются в подъезде или во дворе);
- и контроль за доведением управляющими организациями до потребителей информации о себе (телефоны, адреса), о своей деятельности – какие дома ведут, сколько денег тратят, какие тарифы и нормативы и так далее.

Общественный контроль в сфере ЖКХ имеет свою специфику, требует наличия определенных знаний и навыков их применения. Однако, если вы хотите научиться, вы научитесь.

Мы, со своей стороны, при подготовке Методических рекомендаций по организации и проведению общественного контроля в сфере ЖКХ постараемся достаточно просто и наглядно донести до вас информацию, которую вы будете использовать при проведении общественного контроля. Так же в Методических рекомендациях мы расскажем, в какие надзорные органы и в каких случаях следует обращаться.
  Еще выступления участников семинара:  
 
 Алексей Корягин, руководитель  проекта «Знак качества» 
 
 Михаил Тимирев, руководитель службы общественного контроля проекта 

    Яндекс.Метрика