Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Потребителю Актуальные публикации ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБМАНА часть 2


Алексей Корягин,
председатель Объединения потребителей России















ОБМАН ПОКУПАТЕЛЯ

Теперь самое простое – просто обман покупателя.

Со времен социалистической торговли принципиально ничего не изменилось в «классике обмана покупателя» - обвес и обсчет, - все те же способы мошеннического обслуживания. Обвес – норма для работников торговли, покупатель уже часто не задумывается, доверяя той информации, которая указана на продукции, не говоря уже о том, что торговые весы остаются излюбленным механизмом манипуляции для продавцов.

При этом на рынке вам часто, взвешивая товар, говорят «волшебную фразу» – ничего, если немного больше? Нет, это не просто безобидный маркетинговый прием - продать вам немного больше (не откажитесь же от пятидесяти – ста грамм, это только в рекламе – сколько вешать граммов?), а хорошо обкатанный психологический ход, отвлекающий внимание покупателя от веса товара. Таким небольшим перевесом отводят ваше внимание от общей суммы покупки, притупляют вашу бдительность, и вы своим «Да» уже соглашаетесь с тем, что вас обманывают. Ваше «Да» работает на уровне подсознания, это – факт.

Кстати, попробуйте, на этот трюк отвечать – «Нет», и увидите, что к вам отношение меняется, а цена будет значительно меньше.

Но есть еще и много уже относительно новых ноу-хау обмана потребителей, придумок менеджеров, которые успешно и без церемоний внедряются в ежедневную торговую практику. Практически во всех магазинах продавцов инструктируют – как обманывать потребителей, что им говорить, как им врать. Это – факт.
Мониторинг Объединения потребителей России свидетельствует, что по-прежнему рядовой потребитель из-за обмана со стороны продавцов теряет около пятнадцати процентов средств семейного бюджета, выделяемых на продукты и услуги. Например, в супермаркетах много лет и повсеместно используется прием изменения цены товара в момент его оплаты на кассе, то есть в зале на ценнике одна цена, а на кассе – другая. Это – обман потребителя, причем умышленный.
ЕЩЕ ЧИТАТЬ:
Осторожно – мошенники!  
 Рейтинг "топовых" способов  обмана покупателей в российских магазинах  
 Случайность? Нет, конечно! При этом (если увидите обман) вас будут уверять, что не успели «перебить» ценник, и нести на голубом глазу подобную чушь; но в действительности – это расчет, что покупатель просто не обратит на такую мелочь внимание. Кстати, этот способ отечественное ноу-хау; например, в Англии о таком «маркетинге» даже не слышали (мы узнавали по случаю, спросили англичан об этом).

Еще один из «стандартов» обмана - двойная, тройная пробивка товара на кассе. Так можно накрутить легко лишнюю «сотню» даже на одном чеке. Не задумывались? Не обращали внимание? А вы попробуйте брать и проверять чеки. Гарантирую, что максимум на пятой покупке вас постараются обмануть, особенно если вы будет отвлекаться на общение с ребенком, подругой, говорить по мобильному телефону или просто стоять с отстраненным видом.

Кажется, ну, какую выгоду здесь может извлечь сам кассир? Не вынет же он деньги из кассы. Верно, в карман себе ему положить затруднительно. Основная причина же такого мелкого мошенничества со стороны кассира в следующем. Обманывать покупателей весь персонал учат специально, а заставляет обманывать само руководство магазином или какие-то региональные менеджеры данной торговой сети.

Дело в том, что в любом магазине – увы, но воруют. Занимаются этим грешным делом и покупатели и нечистые на руку сотрудники самого магазина. Воровство достигает серьезных размеров и наносит убыток владельцам. Вот менеджмент и вменил персоналу обязанность компенсировать такие убытки в результате воровства любым способом. Вдалбливают персоналу магазина следующее - хотите, мол, сами из своего кармана платите, раз вы не видите, что у вас под носом уносят, а хотите покупателей раскручивайте. А кто там воровал нам (руководству) не так и важно, еще можете и на обед себе напробивать йогуртов, молока и чего получится. Вот такие в торговле суровые законы жизни, которые приводят, как говорят психологи, к социально-ролевой деформации личности, то есть из честного продавца делают такого нехорошего человека.

Кстати именно поэтому буквально все должности «среднего звена» в сетевых магазинах включают корпоративную коррупционную составляющую, проще говоря – продаются, - хочешь устроиться в сетевой магазин на «доходное место» - плати «за вход», а там – воруй, обманывай, делай, что хочешь, но уже под свой риск.

Правда, сейчас сетевики все чаще действуют прямолинейнее. Так они не указывают цену на отвесах товара (например, сыре). Что там утруждаться, есть же цена где-то на прилавке за килограмм продукции и граммы указаны, а сколько стоит отвес (на котором по правилам должны быть указана его цена, то есть на каждом в отдельности, если это расфасованный товар) – это вам скажут на кассе, если спросите. Мало, кто из покупателей такой кусок из-за его стоимости выложит из своей корзины и не станет оплачивать, скорее махнут рукой и купит.
 

Помимо перечисленных новшеств, существуют и другие «безобидные» и традиционные способы обмана, испытанные в торговле и у производителей – заморозка продуктов с использованием влагоудерживающих добавок или просто с большим количеством воды, переоформление сроков годности, замена данных производителей, выдача одного продукта низкой ценовой категории (например, рыба) за более дорогую. И так далее, всего не перечислишь.

Впрочем, это так – мелочевка по сравнению со следующими тремя серьезными опасностями для потребителей, когда они встречают отпетых мошенников. Если коротко, то эти опасности следующие.

Первая – в сфере потребительского рынка расширяет свою деятельность преступность с различными мошенническими схемами.

Вторая – встреча с лжеюристами и лжеобщественными организациями по защите прав потребителей.

Третья – коррумпированные чиновники и вся ведомственная – практически бесполезная - система защиты прав потребителей, куда за защитой обращается обманутый потребитель.

Но об этих способах обмана в следующей части.

ЧИТАТЬ НАЧАЛО:
  ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ: