Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Потребителю Актуальные публикации ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБМАНА часть 3


Алексей Корягин,
председатель Объединения потребителей России:














ВАС ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБМАНУТ

Итак, теперь еще о трех более опасных зонах потребительского рынка – преступность, лжеюридические услуги, помощь чиновников.

Первая – в сфере потребительского рынка расширяет свою деятельность преступность с различными мошенническими схемами (например, хорошо известный «бизнес» - продажа БАДов доверчивым пенсионерам под видом чудодейственных лекарств). Проще говоря – кидают граждан на деньги.

Скажем, открыли такие «коммерсанты» офис по установке окон, изготовлению диванов и т.п., поработали немного, собрали деньги и исчезли (или обанкротились, что уже верх пилотажа, хотя и лишние хлопоты, но зато оправдание железобетонное – просто мы плохие бизнесмены, партнер подвел, неудачно сложилась ситуация на рынке, а дальше никакой ни уголовной, ни административной ответственности). Все привет, до встречи!

После чего – отдых, а потом открывают какой-то новый «бизнес» по той же схеме и опять по кругу - дурить людей. Напомню, в этой связи хотя бы недавнюю аферу фирмы «Диваны и кресла», когда со своими деньгами на заказах расстались тысячи (!) граждан, ни диванов, ни денег они так и не увидели.

Защитить права потребителей при банкротстве практически невозможно, но Объединение потребителей России делало в этой ситуации, что было в наших силах.

Мы также обратились в Роспотребнадзор с предложением провести совместную пресс-конференцию, на которой рассказать – что делать гражданам, пострадавшим от аферистов, что делается самим ведомством, словом – куда людям обращаться и что делать с их проблемами. Роспотребнадзор ответил отказом - написали, что проведение такой пресс-конференции не целесообразно. Таких «предпринимателей» - много, они будут продолжать нас обманывать.

Другой подвид таких схем – когда предприниматели сначала работают по честному (то есть без злого умысла), но потом у них начинаются проблемы, то с подрядчиками, то с банками, то рабочие запили и т.п.. И тогда руководители и владельцы таких неудачных фирм идут на то, чтобы потребителям и заказы не исполнять и деньги им не возвращать.

При этом такие предприниматели тоже хорошо осведомлены о том, что они легко избегают ответственности за такой обман граждан. Благо так поступать законы позволяют, полиция в такие дела не вмешивается, Роспотребнадзор здесь вообще ничего сделать не может.

Вторая – лжеюристы и лжеобщественные организации по защите прав потребителей, которые оказывают нам - потребителям фальсифицированные юридические услуги.

Это очень ловкие ребята, которые размещают постоянно рекламу (в том числе в Интернете), обычно выдавая себя за «орган Роспотребнадзора» или его «доверенное лицо», и гарантируя выигрыша в суде любого иска потребителя, а также взыскания с ответчика всех расходов, морального вреда, неустойки, убытков, и т.п., включая расходы на проезд в автобусе.
Врут, конечно. При этом свои услуги они рекламируют, как бесплатные, но, в итоге берут с заявителей за какое-нибудь трафаретное заявление в суд значительно больше, чем запросили бы в любой адвокатской конторе. При этом как раз и, обещая, что суд все взыщет с ответчика в их пользу, но сами в суд либо не ходят, либо за такое «сопровождение» требуют с потребителей заоблачные гонорары. Получается, что потребителя обманывают дважды, сначала – предприниматель, потом – «юрист».  
ЕЩЕ ЧИТАЙТЕ:
 И снова о юристах 
 Еще раз о недобросовестных "защитниках" прав потребителей   
Врут, конечно. При этом свои услуги они рекламируют, как бесплатные, но, в итоге берут с заявителей за какое-нибудь трафаретное заявление в суд значительно больше, чем запросили бы в любой адвокатской конторе. При этом как раз и, обещая, что суд все взыщет с ответчика в их пользу, но сами в суд либо не ходят, либо за такое «сопровождение» требуют с потребителей заоблачные гонорары. Получается, что потребителя обманывают дважды, сначала – предприниматель, потом – «юрист».

Третья – чиновники Роспотребнадзора, на которых потребители рассчитывают, как на своих защитников. Можно сказать – зря рассчитывают. Его чиновники специализируются на решении своих узковедомственных целей и составлении отчетов.

Такой курс Роспотребнадзором был взять после смены его руководства, когда Г.Г. Онищенко сменила А.Ю. Попова. Роспотребнадзор делает все, чтобы оградить себя от прямого общения с потребителями, а также общественными организациями, и реагирования на их жалобы.

Последнее антипотребительское изобретение Роспотребнадзора такое – теперь потребитель фактически лишен возможности напрямую обращаться в Роспотребнадзор со своей проблемой. С 2017 года, гражданин, потребительские права которого кто-то нарушил, должен обратиться к этим нарушителям и выяснить, а не захотят ли они эти права восстановить (есть конечно, некие оговорки в этой схеме, но по сути она такая – сначала с заявлением к бизнесу, и только потом – в контрольно-надзорный орган). Надо ли говорить, что Роспотребнадзор подводит под это норму практически любое обращение потребителей. Унизительно и цинично! Об обращениях в Роспотребнадзор самих потребительских организаций в защиту потребителей речи уже практически не идет, такие заявления буквально все игнорируются.

В целом, по моему мнению, нарушается и Закон «О защите прав потребителей» и ст. 33 Конституции, согласно которой «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и организации местного самоуправления».

Поэтому приходиться потребителю идти в суд, не дождавшись практической помощи Роспотребнадзора и провести обычно в заседаниях не менее года. Но дело даже не в сроках получения окончательного решения. Защитить права потребителей в суде еще как-то можно, а вот восстановить их, то есть возместить все расходы и убытки, это мало у кого получается. Законодательство у нас такое – на деле не в пользу потребителя. При этом Роспотребнадзор не горит желанием защищать в судах граждан или давать свои заключения по делу, здесь – проси – не проси, мало шансов. В конечном счете, почти все судебные решения, вынесенные судом в пользу потребителя, доживают свой век в службе судебных приставов так и не исполненные.

Более того, выступая в суде, представитель Роспотребнадзора может в ходе одного заседания поменять свое мнение и встать с позиции интересов потребителя на сторону бизнеса. Такие вопиющие случаи были в практике юристов Объединения потребителей России, после чего веры в ведомства уже просто нет.

Остальные контрольно-надзорные ведомства тоже не особенно могут помочь потребителям, так как все-таки сфера защиты потребительских интересов граждан – это зона ответственности именно Роспотребнадзора.

Вывод – в итоге потребитель сегодня один на один со своими проблемами. Рисков становится больше, потребительский рынок сегодня – это минное поле для граждан, проходя через которое каждый из нас будет, увы, обязательно каким-то образом обманут, так как всех ловушек избежать не удастся.

Как быть в таком случае? Выход один – самозащита. Не дай себя обмануть! Как овладеть навыками самозащиты своих потребительских прав – в очередных публикациях.

ЧИТАТЬ НАЧАЛО: