Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Потребителю Актуальные публикации ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБМАНА

















Алексей Корягин,
председатель Объединения потребителей России

Нас обманывают ежедневно. Даже если вы не выходите из своего дома (например, неправомерно накручивают тариф за услуги – ЖКХ, сотовой связи и т.п.). И сегодня вас, скорее всего, обманут, и сделают это с милой улыбкой и честными глазами, уверяя, что так и должно быть. Обманывают нас не только профессиональные мошенники, воры и другие преступники, но и предприниматели, работники управляющих компаний, чиновники, продавцы, и все другие - те, с которыми мы имеем дело ежедневно. И сделают они это сознательно, без мук совести и останутся своим обманом очень довольны. Более того, они так вошли в роль, что считают – так оно и должно быть, так надо жить и работать – обманывать потребителей. Сделают это еще и потому, что обманывать нас их учат их «хозяева».

Проблемы у потребителей сейчас, как известно, следующие – цена, качество, обман.

По всем трем пунктам – проблемы, нас – просто дурят! Нас обманывают – за редким исключением, не случайно! Всегда – умышленно, системно и цинично!

РАССКАЖУ ОБ ЭТИХ ТРЕХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОБМАНА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ – ЦЕНЕ, КАЧЕСТВЕ и самом ОБМАНЕ за прилавком.

О ЦЕНАХ. Нас обманывают, что цены снизить (или – затормозить) нельзя. Это – вранье!

Всем очевидно, цены по всей стране спекулятивно высокие – на продукту, услуги ЖКХ, лекарства, медицину, авиабилеты и т.д.. Бизнес не хочет терять выгоду, все хотят нажиться, особенно это ясно видно в сетевых магазинах (все эти их сказки о минимальных доходах сетевых магазинов подходят только для налоговым органам).

Но с ценами ничего никто делать не хочет, хотя сдерживать их возможно, в первую очередь - через альтернативные социальные формы торговли и социальное предпринимательство.

Такие возможности существуют, предприниматели, которые готовы работать в секторе социальной экономики - есть, научная и методологическая основа – разработаны.

По Конституции России наша страна – социальное государство, а оно (социальное государство) по своей сути не такое, которое мы имеем сегодня. Идея социального государства у нас заменена на «паек» - набор «социальны обязательств», и на этом мы остановились, процесс формирования социального государства затормозился.

Рост цен на все виды товаров и услуг увеличивает количество бедных и нищих людей – это и есть характерный признак несоциального развития государства. Сейчас у нас в стране голодает около четырех миллионов человек, за чертой бедности находятся, по разным оценкам, от 20 до 22 миллионов человек. Факт - бедность растет, и, что хуже – увеличивается количество бедных из числа работающих людей. Поэтому до настоящего социального качества государства и социально ориентированной экономики нам еще очень далеко.

А без социально-ориентированной многоукладной экономики ничего хорошего для людей в плане ценовой политики ждать не приходится. Вывод - цены росли, и будут расти, никто их не затормозит, не обуздает, не скорректирует. Можно себя утешать словами чиновников - «рост цен замедлился», но происходит это тогда, когда они расти просто уже временно не могут. Но после чего будет новая волна роста цен. Цены будут расти, но рост цен – это метод обмана! А то, что их нельзя снизить – обман!

О КАЧЕСТВЕ. Вторая зона рисков – качество продукции, продовольственных товаров, услуг.

Вроде бы – платишь деньги, ожидаешь качество. Но цена не гарантирует качества – еще один закон нашей сферы торговли и услуг. Часто специально именно высокой ценой прикрывают некачественные товары, услуги, фальсифицированную и контрафактную продукцию. Это – плановые действия торговли и производителей, как подпольных, так и легальных.

Подпольные заводы занимают уже огромные площади, а легальный бизнес, чтобы быть конкурентно стойким (контрольно-надзорные органы же не регулируют ни официальный, ни тем более - «теневой» рынок, последний для них в принципе «в упор не виден»), начинает производить фальсификат. Причем делают это уже часто по требованию сетевой торговли, то есть - получают четкий заказ от маркетологов на более дешевую продукции и не важно какого качества. Все уже все понимают – кто и что производит и кто и что продает. Такое понимание и взаимное прикрытие производителей, поставщиков и продавцов уже давно реальность.

Некачественная продукция и фальсификат везде! Все это видят, фиксируют, но почти ничего не делают для ликвидации условий ее порождающих (опять же – коррупция или бесполезные идиоты). Фальсификат проник во все поры потребительского рынка – от садовых семян, хлеба, молочных продуктов, масла, сыров, алкоголя, лекарств до строительной и кабельной продукции. Можно смело говорить, что - половина продукции в любом секторе сферы торговли и услуг – не отвечает заявленному качеству, фальсифицирована, произведена или ввезена незаконно, реализуется с нарушением законодательства Российской Федерации.

При этом практически все контрольно-надзорные органы (в первую очередь – Роспотребнадзор) отстраняются от реальной борьбы с фальсифицированной и контрафактной продукцией. Здесь уже можно даже не говорить о таких мелочах, как необходимость указывать срок годности на полуфабрикатах, о просроченных продуктах, отсутствии документов на продовольственные товары, неправильно оформленные ценники (хорошо, если они хоть как-то висят, а на рынках их чаще вообще нет, нам покупателя оценивают «на глазок»). Нет, речь уже давно идет об экспансии фальсификата, несущего вред здоровью людей! Нацию – убивают!

Надо сказать в этой связи еще о следующей проблеме и опасности.

Наряду с низкокачественными и фальсифицированными продуктами существует гораздо даже более серьезные угрозы для здоровья и жизни людей. Это возможность получить инфекцию от общения с продавцами.

Нечистоплотные и больные торговцы (их сейчас везде много, никто их не проверяет в инфекционном плане), которые не соблюдают никакие меры санитарии, на купленные вами хорошего качества и даже упакованные продукты добавят своими руками такую заразу, которая даже умрет позже вас.

Вы, например, никогда не задумывались – где моют руки и куда, извиняюсь, ходят в туалет продавцы, которые работают в киосках?

Другой пример – метро. Сколько раз наблюдаю – заботливая бабушка или мама дает своему ребенку в вагоне метро что-нибудь подкрепиться – шоколадку, печенье, сэндвич. Но эта заботливая тетя не думает, что перед этим перекусом ребенок зацепил с поручня какую-нибудь заразу, припечатанную туда бомжом или приезжим из азиатских регионов. И вот, пожалуйста, вся эта гадость попадает в организм с качественной колбаской на бутерброде.

Другой пример из той же подземки, который меня так же очень впечатляет – девушки в вагоне метро со стаканом кофе. Стоит такая милая с самовлюбленным видом и облизывает свои стаканчик, на который уже прилетело что-то опасное для ее красоты и молодости, дальше она идет на встречу или свидание, целуется со своими подругой или другом, и они оба уже заражены, возможно, туберкулезом. Но кофе она пила качественный. Москва, как и любой мегаполис, это – увы - рассадник заразы.

Про традиции культуры торговли вообще говорить бессмысленно, культура торговли ушла из жизни. Вот типичный пример. Прихожу в столице на Бутырский рынок купить творог, обычно покупаю у одной и той же продавщицы, но в этот день на ее месте «подмена», стоит товарка и есть бутерброд, вытирает губы рукой, облизывая пальцы, и собирается меня обслужить. На мои вопросы – не пробовали пользоваться хотя бы салфеткой и на замечание, что в принципе прием пищи продавцами происходит только в отведенных местах, мне было сказано, что творог она будет брать через целлофановый пакет. На остальные же мои вопросы, как потребителя, она отвечала в том смысле, что здесь рынок и на нем свои законы и правила, которые устанавливают хозяева рынка. Творог я, конечно, покупать не стал.

Эти небольшие сюжеты свидетельствуют о том, что качество продуктов (от вопроса которого уходить, безусловно, нельзя) - это только один из факторов, который угрожает нашему здоровью.
Говоря же в итоге о качестве, можно сказать, что чаще мы не понимаем – у кого покупаем, что покупаем и едим, а продавцам совершенно все равно, что нам – потребителям – продать. Но нам всегда говорят о высоком качестве продукции и услуг, даже не зная, что это такое – качество, и чем оно подтверждается. Продавцов же не учат работать с товаром – как сохранить его качество, а учат – как скрыть порчу этого товар, продав его под видом хорошего. Вывод – качество не гарантировано. И это – обман.

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ: