|
|
|
|
21-11-2016
В Совете Федерации рассмотрят перспективы потребительской политики
В Совете Федерации 8 декабря 2016 года состоятся парламентские слушания, на которых обсудят «Перспективы формирования и реализации национальной политики защиты прав потребителей».
Проводит парламентские слушания Комитет Совета Федерации по экономической политике при участии Объединения потребителей России.
На слушаниях с основным докладом на тему «Основы национальной политики защиты прав потребителей» выступит Вячеслав Тимченко – член Совета Федерации, председатель Центрального совета Объединения потребителей России.
В слушаниях примут участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, участники Объединения потребителей России и других общественных организаций, представители органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Участники слушаний обсудят основной доклад, выступят по вопросам формирования и реализации политики защиты прав потребителей. По итогам обсуждения повестки парламентских слушаний, за основу будет принять проект рекомендаций.
Об актуальности предстоящих Парламентских слушаний комментарий Алексея Корягина – председателя Объединения потребителей России.
- Почему так актуально сейчас провести
парламентские слушания на тему «Перспективы формирования и реализации
национальной политики защиты прав потребителей»? Кроме актуальности в социально-экономическом смысле самой темы – защиты прав потребителей (о чем – ниже), сейчас существует явная угроза, что чиновники (в первую очередь, речь о чиновниках Роспотребнадзора) без широкого общественного обсуждения примут некую концепцию «в сфере защиты прав потребителей», которую, сейчас, по словам руководителя Роспотребнадзора Поповой, уже согласовывают на межведомственном уровне. Содержание же такой Концепции не устраивает потребительское Движение.
Обстоятельства здесь следующие – уже более двух лет Роспотребнадзор кулуарно пытается «разработать» некую Концепцию государственной политики в области защиты прав потребителей до 2025 года. Проект такой концепции, став все-таки около года назад публичным документом, был жестко раскритикован многими представителями общественных потребительских объединений (например, об этом мы писали).
Со своей стороны Объединение потребителей России неоднократно пыталось вывести на диалог для обсуждения этого важного стратегического документа руководство Роспотребнадзора, однако, конструктивной реакции мы не получили. При этом Совет Федерации по итогам «круглого стола», проведенного 7 июля 2015 года Комитетом по экономической политике на тему «Об актуальных аспектах защиты прав потребителей в Российской Федерации», рекомендовал Роспотребнадзору среди ряда других пунктов - «обеспечить активное обсуждение проекта Концепции государственной политики в области защиты прав потребителей, в том числе, с участием общественных объединений». Эти рекомендации на деле были проигнорированы чиновниками из Роспотребнадзора.
Также Роспотребнадзором не было должным образом (по мнению Объединения потребителей России) принято во внимание Постановление Совета Федерации ФС РФ от 18 мая 2016 года «О мерах по обеспечению защиты прав потребителей, качества продуктов питания и контроля за их безопасностью», которое также рекомендовало «…провести обсуждение Концепции государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2025 года с участием общественных объединений потребителей и ускорить ее утверждение».
Объединение потребителей России к такому обсуждению Роспотребнадзор не приглашал, а на официальные запросы по этой теме отделывался в лучшем случае формальными отписками, которые выдавливал из своего ведомственного организма после наших обращений в органы прокуратуры, оформляя – возможно, как мы считаем, - задним числом сроки продления ответов на такие запросы.
Важность работы над такой Концепцией бесспорна - в стране растет количество бедных, поднимаются цены на товары народного потребления, одновременно - снижается общий уровень качества продовольственной продукции, увеличивается доля фальсифицированных товаров в самых различных секторах потребительского рынка, появляются новые виды мошенничества в цепочках потребительских отношений, потребительское законодательство нас не защищает – оно устарело. В контексте таких негативных тенденций необходима совместная работа для сохранения общего уровня благополучия граждан и атмосферы социального спокойствия с участием всех заинтересованных сил – госорганов, местного самоуправления, общественности, ученых правоведов и т.д.. Но Роспотребнадзор, вопреки призывам потребительского Движения, пытается в бюрократическом ключе подготовить Концепцию без широкого публичного обсуждения. Такой подход противоречит и мнению Президента России Владимир Путин, который, в частности, считает, что «граждане, профессиональные, общественные объединения должны иметь возможность заранее «тестировать» все государственные документы», и еще - в Президентском послании 2013 года: «ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое «нулевое» чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества». Таким образом, подобные действия Роспотребнадзора идут в разрез с точкой зрения Президента России.
При таком блокировании со стороны Роспотребнадзора процедуры открытого обсуждения с общественностью проекта Концепции государственной политики в области защиты прав потребителей, проведение парламентских слушаний на эту тему в Совете Федерации становится актуальным событием не только для общественных организаций и законодателей, но, в первую очередь, для самих потребителей, которым защита их прав и интересов максимально необходима в сложных экономических условиях.
Поэтому на данном этапе Объединение потребителей России свою миссию видит в том, чтобы участвовать в формировании новой национальной политики защиты потребителей в интересах всего народонаселения и добросовестных участников потребительского рынка. Новая потребительская политика в итоге призвана сделать потребительский рынок более социальным, а взаимоотношения его участников цивилизованными и по- настоящему взаимовыгодными. Потребитель должен стать главным действующим лицом в сфере потребительского рынка, влияющим, в том числе, на масштабные социально-экономические процессы. И тогда политика защиты прав потребителей будет иметь национальный характер и социальное содержание.
Справочно:
В докладе Вячеслава Тимченко «Основы национальной политики защиты прав потребителей» будут освещены следующие вопросы:
- Политика защиты прав потребителей в свете задач Посланий Президента России Федеральному Собранию и «майских» 2012 года Указов Президента России.
- Стратегические цели политики защиты прав потребителей в современных социально-экономических условиях.
- Институциональная основа политики защиты прав потребителей.
- Обеспечение потребительской безопасности – главная направленность политики по защите прав потребителей.
- Национальная система защиты прав потребителей – основа для реализации политики защиты прав потребителей.
- Основные законодательные вопросы национальной политики по защите потребителей.
- Разработка стратегии защиты прав потребителей на период 2018 – 2025, как основная задача для реализации национальной политики защиты прав потребителей.
СПРАВОЧНО:
Что такое, в понимании Объединения потребителей России, национальная политика защиты потребителей (или национальная политика в сфере защиты прав потребителей, что сформулировано менее грамотно, но по сути ничего не меняет)?
Под национальной политикой защиты прав потребителей понимается вся государственная, политическая и общественная деятельность, а также мероприятия органов местного самоуправления, направляемые на повышение общего уровня потребительской безопасности и качества жизни, защиту прав и интересов всех потребителей, повышение государственных гарантий их защищенности, в том числе, от умышленных преступных действий криминогенных лиц, а также комплекс мер в целях укрепления конкурентоспособности товаров отечественного производства и увеличения на них спроса со стороны потребителей на внутренних и международных рынках, на защиту российских производителей от недобросовестной конкуренции и неправомерных действий со стороны органов власти и субъектов естественных монополий.
Комментарий:
Необходимо отметить, что именно здесь у Объединения потребителей России принципиальные разногласия с Роспотребнадзором, который говорит только о «государственной политике в области защиты прав потребителей», то есть преднамеренно вычеркивает – общественников, а также другие заинтересованные стороны из числа «создателей» такой политики.
|
|
|
|