Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Новости 27-10-2017


27-10-2017

Тезис о введении института уполномоченного по правам потребителей всегда был программным для  Объединения потребителей России













Алексей Корягин – председатель Объединения потребителей России -  на портале СЕГОДНЯ.ру  прокомментировал  предложение о введении института уполномоченного по правам потребителей в субъектах РФ.
- Предложение о введении института Уполномоченного по правам потребителя никак нельзя считать инициативой Роспотребнадзора. Скорее наоборот – вопреки, ведомство всегда его блокировало.

Тема это старая, перезревшая по своей актуальности и именно чиновники Роспотребнадзор (кроме Геннадия Онищенко, который был и есть «за» этот статус) всегда сопротивлялись введению такой должности. Это и понятно, - она разрушает их «абсолютную власть».

Со своей стороны общественники в течение многих лет продвигали такую идею. Первый раз официально (устно и письменно)  предложение об омбудсмене для потребителей на самом высоком уровне высказано мной еще в 2012 году  Президенту России Дмитрию Медведеву во время  проведения Президиума Госсовета по вопросам государственных гарантий потребителям. Тогда Дмитрий Медведев его не поддержал (но дал поручения по некоторым нашим другим предложениям).

Тезис о введении института уполномоченного по правам потребителей всегда был программным для нашего Движения – Объединения потребителей России, он зафиксирован в ряде документов, программах Движения и дважды такое предложение направлялось на имя Президента России Владимира Путина.

После отказа мы обращались к Президенту, говоря юридическим языком, в связи с изменившимися обстоятельствами. В частности, когда была введены институт и должность Уполномоченного по правам предпринимателя, то мы сочли логичным, чтобы для достижения паритета будет правильно ввести институт и должность Уполномоченного по правам потребителей.

Было еще несколько наших заявлений по этому же поводу при подходящих случаях. Последний – как раз этой весной в рамках рабочей группы по подготовке нового – по потребительской теме - заседания Президиума Госсовета (состоявшегося 18 апреля 2017 г.), такое предложение Объединения потребителей России вместе с другими было направлено мной, как членом рабочей группы, для формирования предложений в перечень поручений Президента. Насколько мне известно, именно этот наш пункт вызвал большое неприятие со стороны Роспотебнадзора, и в итоге не вошел в перечень поручений Президента, а попал только в проект методических рекомендаций Роспотребнадзора в таком усеченном варианте – уполномоченного по правам потребителей в субъекте. Кстати, это последняя строчка в рекомендациях Роспотребнадзора. Ведомство не могло его не включить, так как уже были (скажем так) и иные заинтересованные лица в его появлении.

В итоге Роспотребнадзор сопротивлялся, но пошел на компромисс – предложив должность на региональном уровне. Это уже характерно ведомственной манере нового руководства Службы –затормозить (лучше – зарубить) светлую общественную идею. Почему только о субъектах идет речь? Ведь, нет ни одного института уполномоченных в нашей стране «без головы», то есть без уполномоченного на федеральном уровне, это – естественно, так как в любой системе всегда должен быть центр координации или управления.

Почему Роспотребнадзору не нужен федеральный уполномоченный?

Ответ очевиден – он может стать костью в горле ведомства. Как усложнит работу чиновников омбудсмен потребителей – можно перечислять долго, но факт – неудобств и проблем (если на эту должность им не получиться поставить «своего человека») будет достаточно для потери чиновничьего комфорта. Появится еще один центр влияния, перед которым сам Роспотребнадзор в ряде моментов будет должен объясняться. Не хочет терять Роспотребнадзор «монополию» на защиту прав потребителей.

Но все уже меняется. Такое «единоначалие» как раз и разрушили поручения Президента по итогам упомянутого заседания. В частности тем, что сейчас создаются Межведомственные советы  при главах субъектов (губернаторах) по вопросам защиты потребителей, будут усилены полномочия органов местного самоуправления  в сфере защиты потребителей, и ряд других решений, которые меняют конфигурацию Национальной системы защиты прав потребителей, усиливая ее региональные и местные звенья. Конечно, и сам факт принятия Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей, безусловно, поднимает всю такую политику и систему на новый уровень. 

И вот в такой обновленной Национальной системе защиты прав потребителей институт Уполномоченного по правам потребителей (пока в субъектах) должен становится очень важным элементом, в том числе связующим с другими звеньями. Сейчас будут вводить его в регионах – тоже хорошо, мы согласны подождать, придет время - будет и «наш» федеральный уполномоченный. Кстати, предвидятся сложности и с введением института в субъектах, нам уже поступает информация общественников, какими «интересными» способами это уже начали кое-где осуществлять (но, ничего,  мы поправим).

Объяснять же полезность в целом такого института – излишне. Все мы видим массовость нарушений прав потребителей, рост преступности на потребительском рынке, кадровую нелегальщину и фальсификат продукции. Денег у людей меньше, проблем – больше, вывод - надо активнее помогать потребителям. А положительные цифры есть только в Роспотребнадзоре, там своя логика – если граждане меньше жалуются, то меньше нарушений. Нарушений больше, а доверяют ведомству меньше – вот действительная картина.

Далее. Эффективность деятельности уполномоченных по всем направлениям (человека, ребенка и других) на всех уровнях уже доказана многолетней правозащитной практикой этих служителей обществу. Здесь дополнительно обосновывать ничего не нужно.

Кстати, мы проводили интернет-опрос населения - более девяноста процентов опрошенных - за введение института уполномоченного по правам потребителя. Да, это и максимально логично – бизнес кто только не защищает, в том числе и их уполномоченные, а потребители практически один на один со своими проблемами. Потребитель заведомо слабая сторона, как твердят постоянно, но вот защитить его перед бизнесом не решаются из-за боязни закошмарить и запроверять юрлиц. Надо уравновесить ситуацию, рассматривая, в том числе институты уполномоченных для досудебного разрешения споров между предпринимателями и потребителями (такие примеры уже есть), что отвечает и поручениям Президента. 

Но по большому счету – в интересах людей и в государственных интересах, всю систему защиты прав потребителей надо радикально модернизировать. Роспотребнадзор – не эффективен, многие ведомства дублируют контрольно-надзорные функции друг-друга, другие – профильные - их не имеют, общественные потребительские организации поддерживаются государством слабо в их просветительской и общественно-контрольной функции, в итоге проблем в сфере защиты прав потребителей много, видны тенденции к их увеличению, особенно через действия организованной преступности в разных секторах рынка. Рано или поздно придется всю систему государственного контроля (в совокупности с муниципальным и общественным) в сфере защиты потребителей пересматривать. Ни рынок, ни потребители не выдержат долго практического ведомственного бездействия. Экономике нужен защищенный потребитель, как ее главное действующее лицо.

Материал размещен здесь: СЕГОДНЯ.ру