Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Новости 12-01-2023


12-01-2023

О развитии института Уполномоченного по правам потребителей



В свете задач по обеспечению достойного уровня жизни наших граждан и повышению государственных гарантий защиты прав потребителей Объединение потребителей России обратилось к Президенту Владимиру Путину с  предложением учредить должность Уполномоченного по правам потребителей при Президенте Российской Федерации.

В обращении Объединение потребителей России указало, что введение в отношении нашего государства беспрецедентных экономических западных санкций требует повышения гарантий защищенности потребительских интересов граждан, как фактора обеспечения достойного уровня и качества жизни, в том числе через укрепление Национальной системы защиты прав потребителей её новыми элементами.

Объединение потребителей России считает, что таким новым элементом призван стать институт Уполномоченных по правам потребителей, и продвигает эту инициативу с 2012 годы, озвучив её впервые на заседании Президиума Государственного Совета в Саранске.

Целесообразность введение института Уполномоченного по правам потребителей очевидна и давно назрела. В том числе это сбалансировало бы «представительство» потребителей с предпринимателями, уже давно имеющего своего уполномоченного и, что было справедливо в отношении «народного большинства».

В настоящее время институт Уполномоченного по правам потребителей уже зарождается на региональном уровне, но для его расширения и развития со стороны не хватает поддержки высшего руководства государства.

Так, посылом для введения должности Уполномоченного по правам потребителей в субъектах Российской Федерации являются Методические рекомендации Роспотребнадзора по разработке и реализации региональных государственных программ по обеспечению прав потребителей, предусматривающие в качестве Основных мероприятий по Совершенствованию механизмов защиты прав потребителей «создание института Уполномоченного по правам потребителей в регионе».

В соответствии с данными рекомендациями, первый (и пока единственный) Уполномоченный по правам потребителей на региональном уровне утвержден в Республике Башкортостан, где он осуществляет свою деятельность на общественных началах в статусе советника Главы Республики Башкортостан по вопросам защиты прав потребителей. Но во многом благодаря такому примеру заинтересованность в введении института Уполномоченного по правам потребителей проявляют представители органов государственной власти Ростовской, Амурской, Владимирской и некоторых других областей.

Со своей стороны, Объединение потребителей России подготовило «дорожную карту» по введению должности Уполномоченного, обобщив мнение и опыт субъектов Российской Федерации, уже анализировавших такое предложение.  В «дорожной карте» тезисно прописаны основные положения о деятельности Уполномоченного по правам потребителей в субъекте Российской Федерации, и она направляется по запросам заинтересованных лиц.

К сожалению, становление такого важного для потребителей института идет крайне медленно, в первую очередь, из-за отсутствия координирующего центра на всероссийском уровне в лице Уполномоченного по правам потребителей при Президенте Российской Федерации. 

В этой связи Объединение потребителей России считает целесообразным - в контексте сегодняшней социально-экономической и общественно-политической ситуации - вновь поднять вопрос о введении института Уполномоченного по правам потребителей на федеральном уровне.