Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...


Как открыть отделение

Звезда качества

Агенство информирования потребителей

Рейтинг

Московское региональное отделение

Крымское региональное отделение

Информационный ресурс Подмосковья

Школа муниципального политика

профсоюз Евразия



Информация о Движении Новости 24/12/09

 


Потребитель должен быть бдительным

Проблема защиты прав потребителей стоит в ряду важнейших, и решать ее надо, используя все возможности. О том, какие возможности  дают нам правовые инструменты, мы беседуем с депутатом Московской городской Думы, председателем комиссии по законодательству Александром Семенниковым.

- Александр Григорьевич, в Москве под Вашим руководством активно реализуется проект Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Сеть правовой защиты потребителей», Вы избраны председателем Национального координационного Совета Объединения потребителей России. В чём Вы видите актуальность проблемы правовой защиты потребителей?

- К сожалению, наши потребительские права нарушаются все чаще и риски, в том числе угрожающие здоровью и жизни людей, не уменьшаются, а возрастают. В прессе уже приводились данные, что более 80% граждан сталкиваются с теми или иными нарушениями своих прав, как потребителей. В Москве только жалоб на качество товаров и услуг поступает 6-7 тысяч в год. В борьбе с этими явлениями надо использовать все способы, и в их числе правовые являются одними из самых эффективных. С позиции законодателя я считаю своим долгом участвовать в разработке законодательных актов, которые будут эффективно защищать москвичей на потребительском рынке, причем во всем его спектре – начиная с приобретения продуктов питания и до услуг ЖКХ, а также работать по совершенствованию потребительского законодательства в целом. Что касается «ЕДИНОЙ РОССИИ», то в центре внимания Партии всегда находился и находится человек с его повседневными проблемами, а разного рода бытовые, потребительские вопросы – самые насущные, поэтому и повышенное внимание к ним обоснованно. 

- Вы сказали о возрастающих потребительских рисках. Что нам, как потребителям сейчас угрожает больше всего?

- Во-первых, я бы выделил риски, связанные с криминальным умыслом в потребительской сфере со стороны преступников. Это разного рода мошенничества и реализация поддельной продукции. Нас умышленно, порой весьма изощренно, обманывают – организуют подставные фирмы, например, туристские, продают «левый» бензин, подделки лекарств и т.д. Во-вторых, это риски, связанные с деятельностью легальных, но недобросовестных предпринимателей. Не секрет, что среди них встречаются те, кто ради своих прибылей ставят под угрозу здоровье и жизни людей, продавая недоброкачественные продукты питания, оказывая неквалифицированную медицинскую помощь, продавая опасные товары и оказывая такие же услуги. Трагедия в Перми продемонстрировала нам всем степень возможной беды. Немалые опасности грозят нам и в уличных «точках» быстрого питания. Антисанитарии, продуктов сомнительного происхождения там хватает, и продать нам могут все, что угодно.

- Можно ли защититься в таких случаях и как это сделать?

- Бороться с криминалом и недобросовестным предпринимательством должны в первую очередь правоохранительные органы, но благополучие потребителя во многом зависит от него самого. Нужно уметь разбираться в том, что ты хочешь приобрести, и проявлять, я бы сказал, потребительскую бдительность. Не рискуйте своим здоровьем и деньгами, воздержитесь от покупки в сомнительных случаях. А если вы все-таки пали жертвой обмана, надо свои права отстаивать. Для этого их надо знать, уметь ими пользоваться и понимать, куда можно обратиться за юридической помощью в случае необходимости. Хочу напомнить москвичам, что у нас в городе существует целая система квалифицированной и, что важно, бесплатной общественной и государственной помощи потребителям. Это и общественные приемные Роспотребнадзора, которые есть в каждом округе столицы, и приемные депутатов, где работают юристы, различные телефонные «горячие линии», и, наконец, проект Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Сеть правовой защиты потребителей», в информационно-консультационном центре которого также проводится прием граждан и их консультирование на безвозмездной основе. Словом, возможностей для защиты потребительских прав достаточно, надо научиться навыкам самозащиты и смело отстаивать свои интересы. 

- Расскажите о проекте «Сеть правовой защите потребителей» - как он работает?

- Необходимо сказать, что проект – это особая форма деятельности «ЕДИНОЙ РОССИИ». Для нашей партии реализация различных проектов стало тем методом, который позволяет целенаправленно решать острые проблемы граждан, нарабатывать практический опыт реальных дел в определенных сферах. О необходимости активизировать проектную работу говорилось, в частности, на прошедшем 11 съезде Партии. Сейчас «ЕДИНАЯ РОССИЯ» реализует 37 проектов, большинство из которых носят социальный характер. «Сеть правовой защиты потребителей» - один из таких проектов, который динамично реализуется в Москве. Отмечу, что проект не является какой-то застывшей формулой, он постоянно развивается. Задача этого проекта, если говорить кратко, в следующем: оказание конкретной помощи потребителям, их правовое просвещение и использовании наработок проекта в нормотворческой деятельности. Конечно, невозможно объять необъятное, поэтому нами были выделены четыре направления в потребительской сфере: продукты питания, лекарственные средства и медицинские услуги, автотранспортные пассажирские перевозки, высшее образование на платной основе. Ими и занимается рабочая группа проекта совместно с Объединением потребителей России. Проводится мониторинг соблюдения прав потребителей, консультирование граждан, осенью состоялись тематические антикризисные «круглые столы». В  2010 году мы проведем практические конференции, а наши юристы планируют подачу исков в защиту неопределенного круга потребителей в тех случаях, когда нарушения прав потребителей носят наиболее грубый характер. Продолжает также работать телефонная «горячая линия» для потребителей и общественная приемная, расположенная в самом центре столицы, по адресу: Колпачный пер. д. 4, стр. 3.

- Летом уходящего года на одном из круглых столов, обсуждая проект «Сеть правовой защиты потребителей», Вы говорили о том, что целесообразно, в качестве эксперимента, открыть пункты правовой помощи потребителям, например, в Юго-Западном и Северо-Восточном административных округах, а также издать специальную памятку для потребителей. Что из намеченного удалось сделать?

- Консультационные пункты в этих округах – напомню, я предлагал использовать возможности местных партийных организаций и активистов – начинают работать с января 2010 года. Летом работала приемная на базе Объединения потребителей России, которая также включена в проект. За это время нами подготовлена методика проведения консультаций, проработаны наиболее важные, с точки зрения потребителей, вопросы. В 2010 году нами  будут также практиковаться выездные консультации: в тех районах, где потребительские проблемы потребуют оперативного вмешательства. Совместно с депутатами фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Московской городской Думы мы будем действовать в режиме  рабочих групп по разрешению наболевших вопросов, обращений и жалоб москвичей. Что касается памятки, то она издана и распространялась в ходе специальной просветительской акции – «Правовая карта потребителя». В «карте» в простой схематичной форме изложен порядок действий потребителя, если его права нарушаются. Кроме «карты» мы издали и книгу «Все о правах потребителей», где подробно изложены права потребителя, особенности приобретения некоторых видов товаров, рассказано, как отстаивать свои потребительские права и действовать в разного рода конфликтных ситуациях. Авторы книги – юристы Объединения потребителей России с большим практическим опытом защиты интересов граждан. Книга и «карта» пользуются популярностью, считаю – заслуженной.

- Объединение потребителей России, похоже, стало партнером в Вашей деятельности, а Вы возглавили ее Национальный координационный Совет. Видимо, эта работа будет занимать в Ваших планах на будущий год заметное место?

Конечно, эту работу я рассматриваю как один из своих приоритетов. Мы приветствуем участие в партийном проекте всех, кто хочет наведения порядка в потребительской сфере, чтобы работали законы, а услуги и товары были высококачественными и безопасными. Но нужно смотреть на проблему защиты прав потребителей шире, и ставить перед собой задачи создания новых, более высоких стандартов жизни, к тому, чтобы благополучие пришло в каждую семью, чтобы  отечественный производитель гордился своей маркой, а потребитель голосовал за произведенную им продукцию своим трудовым рублем. Это государственные задачи, которые решать можно только сообща: потребителям и предпринимателям. Поэтому мы и подключили к реализации  проекта «ЕДИНОЙ РОССИИ» «Сеть правовой защиты потребителей» Объединение потребителей России, которая исповедует близкую нам идеологию и ведет большую практическую работу. Возглавив один из центральных органов Объединения, я вижу смысл и перспективу своего участия именно в том, что мы сможем консолидировать усилия всех заинтересованных сторон. Еще важно учитывать то обстоятельство, что в Москву идет продукция из всех регионов, как и в обратных направлениях, и коммуникационные каналы общероссийской общественной организации позволяют оперативно реагировать на многие процессы на потребительском рынке России в целом. Роль же общественных организаций в формировании любой сферы нашего общества значительна, в принципе, без них она просто не возможна.

назад

газета "Тверская, 13", 24 декабря 2009 года, № 153

 

 

    Яндекс.Метрика