Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...


Как открыть отделение

Звезда качества

Агенство информирования потребителей

Рейтинг

Московское региональное отделение

Крымское региональное отделение

Информационный ресурс Подмосковья

Школа муниципального политика

профсоюз Евразия



Информация о Движении Новости 15/03/10

 

15 марта – Всемирный день прав потребителей
World Consumer Rights Day

ПРЕСС-РЕЛИЗ
Объединения потребителей России

15 марта – Всемирный день прав потребителей. Официально этот день на международном уровне отмечается с 1983 года. Символическим же поводом стало 15 марта 1962 года, когда президент США Джон Ф. Кеннеди в своем специальном послании Конгрессу США сформулировал основные права потребителей – на безопасность, информацию, выбор и право быть услышанным. Кеннеди в простой и доступной форме донес до конгрессменов и, как оказалось для истории, суть проблемы, сказав: «Потребители – это все мы. Это крупнейший экономический слой, который воздействует на любое частное или государственное экономическое решение. Но это единственный голос, который зачастую не слышан». В нашей стране потребительское движение официально существует двадцать один год, эту дату, как и место зарождения можно закрепить с исторической точностью. В сентябре 1988 года был учрежден Ленинградский клуб потребителей, который стал первой правозащитной организацией граждан, как потребителей. Корни же защиты интересов всего потребительского рынка в России уходят, безусловно, гораздо глубже. Например, еще в Киевской Руси, во времена Ярослава Мудрого, его сыновей и внука Владимира Всеволодовича Мономаха, то есть еще в 11-12 веках, формировались и закреплялись правила торгового быта, а, значит, в определенной мере регулировались «потребительские отношения» у наших предков. О таких отношениях свидетельствует знаменитая Русская Правда. Интересен и столетний юбилей созданного с одобрения Николая II в июне 1909 года комитета по борьбе с фальсификацией пищевых продуктов. О деятельности фальсификаторов рассказывала в то время и «Торгово-промышленная газета». Таким образом, наша история также имеет значимые свидетельства  защиты прав потребителей.

НО СЕГОДНЯ СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО ИЛЛЮЗИЯ ЗАЩИЩЁННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

К сожалению, долгое время нам – потребителям различными чиновниками, некоторыми законодателями и «общественными деятелями» навязывалось мнение, что потребитель в нашей стране, в первую очередь, в силу наличия Закона «О защите прав потребителей» надежно защищен. В подтверждение приводились цифры какой-то статистики, свидетельствующие якобы о разрешенных в пользу граждан многочисленных потребительских спорах, как в досудебном порядке, так и удачно выигранных в судах. Создав иллюзию защищенности, все оторвались от реальных потребительских проблем, стараясь их не замечать. Время в результате упущено, а потребитель практически остался один на один со своими проблемами,  многие из которых уже напрямую угрожают интересам национальной безопасности. Сегодня миф о защищенности потребителей можно считать разрушенным. Произошло это, в первую очередь, благодаря усилиям средств массовой информации, которые активно исследуют в последние годы тему интересов потребителей. Журналистские расследования, проведенные различными тележурналистами,  раскрыли многим глаза на то, как нас обманывают в различных потребительских сферах. Положение в действительности еще хуже. Потребителей вводят в заблуждение или обманывают абсолютно во всех сферах потребительского рынка – от банковских и финансовых услуг, сферы ЖКХ, долевого строительства, до «мелочи» типа медицинских и бытовых услуг. Везде, где мы платим за услуги или товары, мы рискуем не просто денежными средствами, а часто здоровьем и жизнью. Но дело не только в том, что нас – потребителей хотят как-то провести, бизнес – есть бизнес, его закон – извлечение прибыли. Главная проблема в том, что масштаб нарушений прав и интересов потребителей огромен, а восстановить свои права крайне сложно,  часто просто невозможно. Почему это происходит? Причина в том, что в России пока отсутствует полноценная национальная система защиты прав потребителей. Цитирую руководителя Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, который определяет, что «под национальной системой защиты прав потребителей принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, полномочия которых в рассматриваемой области специально оговорены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей». Составляющие систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей на национальном, региональном и муниципальном уровнях». Безусловно, положительно, что сам термин – национальная система защиты потребителей, инспирированный  потребительским сообществом, применим в настоящее время в официальном деловом обороте. Вместе с тем, все таки понятие национальной системы защиты прав потребителей в целом шире и включает в себя еще целый ряд таких элементов как потребительское законодательство, прокурорский надзор за соблюдением прав потребителей, а также деятельность других контрольно-надзорных и правоохранительных органов, судебную защиту, посреднические примирительные процедуры (медиаторстов), экспертизы, институт исполнения судебных решений. Дополнительно стоит отметить, что органы местного самоуправления на сегодня практически лишены реальных возможностей защиты прав потребителей на своем уровне и таким образом, выбиты из данной системы. Так вот именно такая система защиты прав потребителей, как целостный рабочий механизм, в России пока отсутствует, как, кстати, отсутствует и сформулированная на государственном уровне национальная политика в сфере защиты прав потребителей. Кризис продемонстрировал полную беззащитность потребителей – мы испытали многое: от роста цен на продукты питания и лекарства до увеличения уголовных преступлений в сфере потребительского рынка. Если говорить о возможности защиты интересов конкретного потребителя, то придется констатировать  следующее. Небольшие проблемы, действительно, часто решаются на месте, не отходя от прилавка. Если же ваши права нарушены серьезно, то, скорее всего их придется защищать в суде, так как удовлетворять претензии потребителей в досудебном порядке предприниматели не спешат. Судебное же разбирательство будет длительным – от полугода до года. Если иск будет удовлетворен, то это еще не означает, что права потребителя будут восстановлены. Исполнить судебное решение обычно бывает трудно, а часто и вовсе невозможно, из-за того, что наше законодательство позволяет предпринимателям легко блокировать требования службы судебных приставов. При этом жалобы ни в Роспотребнадзор, ни в другие правоохранительные органы, как правило, не могут существенно повлиять на недобросовестных бизнесменов. И уже совсем минимальные шансы защиты своих интересов существуют в тех случаях, когда злоумышленники намеренно используют преступные схемы. Причем, это вовсе не означает, что такие лжепредприниматели будут прятаться от претензий в свой адрес. Нет, используя пробелы в законодательстве, они могут просто игнорировать обращения граждан или, скажем, менять раз в полгода название своей организации на новое, не съезжая даже из занимаемого помещения. Кстати, потребительское законодательство является сейчас одной из основных проблем в процессе защиты прав граждан. Во-первых, Закон «О защите прав потребителей» весьма запутан и  в силу бурного развития рынка регулярно отстает от его реалий. А во-вторых, целые отрасли потребительской сферы практически выведены или не регулируются с точки зрения потребительского права – медицинские услуги, розничная Интернет-торговля, услуги по страхованию, долевое строительство, услуги ЖКХ и управляющих компаний многоквартирными домами, многое другое. А ведь именно в этих областях существуют массовые и системные нарушения потребительских интересов граждан. Так может ли наш потребитель чувствовать себя защищенным?
Вместе с тем, в процессе развития потребительского рынка в равной степени в защите на всех уровнях – законодательном, информационном, общественном – нуждается как национальный потребитель, так и отечественный производитель.  Практически единственной силой, которая сегодня может помочь потребителям, являются их общественные организации.
Становитесь участниками движения в защиту прав и интересов потребителей!
Вместе мы – сила!


    Яндекс.Метрика