Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Новости 1-11-2013



Правительство намерено ограничить права защитников потребителей

Правительством подготовлен законопроект, который предполагает внесение в статьи 45 и 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" изменений, ограничивающих права общественных объединений потребителей на проведение общественного контроля и подачу исковых заявлений в суд в защиту неопределенного круга потребителей.

Объединение потребителей России не поддерживает Законопроект и считает, что он направлен на защиту прав необразованных и/или недобросовестных предпринимателей, нарушает права общественных объединений потребителей, игнорирует последние тенденции в развитии института общественного контроля, заданные Президентом России Владимиром Путиным и полностью им противоречит. Все перечисленное, в свою очередь, противоречит законным интересам потребителей, нарушает их конституционные права, и, соответственно, лишает их единственного независимого инструмента защиты их прав.

Суть предлагаемых изменений и дополнений  сводится к следующему:

1. Ограничение общественных объединений потребителей в праве проведения общественного контроля в защиту неопределенного круга потребителей.

Такой вывод следует из того, что авторы законопроекта не лишают общественные объединения потребителей права на проведение общественного контроля, но одновременно – единственным основанием для его проведения определяют обращение отдельного потребителя.

Авторы проекта, видимо, не учли тот факт, что для недобросовестных организаций, именующих себя «общественным объединением потребителей», не составит труда составить такое «обращение» самостоятельно, просто потому, что общественный контролер является потребителем и, соответственно, имеет право сам составить жалобу и подписать ее.

Таким образом, основание для проведения общественного контроля, предложенное авторами законопроекта, представляется нелогичным и не продуманным.

2. Ограничение общественных объединений потребителей в праве на обращение в суд в защиту неопределенного круга потребителей.

Как следует из п. 2 ст. 1 Законопроекта, в защиту неопределенного круга потребителей общественные объединения смогут подавать иски в двух случаях:

  •     в случаях невыполнения нарушителями предписаний органов надзора;
  •     если однотипные нарушения подтверждены судебными решениями, принятыми по искам в защиту прав отдельных потребителей.

Прежде всего, данное предложение авторов Законопроекта нарушает положения ст. 46 Конституции РФ, ст. 27 ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», которые гарантируют судебную защиту прав и свобод гражданам и предоставляют право общественному объединению представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Общественным объединениям авторами Законопроекта предлагается каким-то образом (каким не указано), контролировать факт исполнения продавцом (исполнителем, изготовителем, импортером) предписаний контрольно-надзорных органов. При этом обязанность контрольно-надзорных органов по информированию общественных объединений о вынесении таковых предписаний, а также о факте их неисполнения,  в отношении конкретных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей авторами не предусмотрена.

Авторами Законопроекта не раскрывается, и соответственно, не ясна схема коммуникаций потребитель – контрольно-надзорный орган – общественное объединение. Видимо, по замыслу авторов, схема должна быть такой: обращение потребителя в общественное объединение – общественный контроль – выявление нарушений – обращение в надзорный орган – контрольно-надзорные мероприятия – вынесение предписания – информирование общественного объединения – повторный общественный контроль.

Такая схема представляется основанной на плохом знании механизмов взаимодействия общественных организаций с контрольно-надзорными органами и представляется совершенно нежизнеспособной. Учитывая сроки рассмотрения обращений контрольно-надзорными органами, общественный контроль по одному обращению затянется на месяцы. Исходя из практики Объединения потребителей России, можем предположить, что обращения в контрольно-надзорные органы останутся без рассмотрения, или будут рассмотрены, но не найдут подтверждения,  учитывая механизм проверок по ФЗ №-294.

Одновременно, авторы законопроекта не указывают, в какие законы необходимо будет внести изменения в связи с Законопроектом. Например, без внесения поправок в ФЗ-294, изменения, предлагаемые авторами Законопроекта, не имеют смысла.

Пояснительная записка к Законопроекту вызывает сомнения в том, что авторы Законопроекта анализировали законодательную базу РФ по вопросам, затронутым в записке. Из текста пояснительной записки к Законопроекту видно, что авторами были проигнорированы нормы законодательства РФ, а именно:

  •     нормы Конституции РФ, такие как право граждан на обращение, в том числе коллективное, в государственные органы и органы местного самоуправления, право на обжалование каждым решений и действий, в том числе, общественных организаций;
  •     нормы гражданского и гражданско-процессуального права, такие как способы защиты гражданских прав, состязательность сторон, обязанность доказывания;
  •     нормы Закона «О защите прав потребителей» и сопутствующих подзаконных актов, нормы Государственных стандартов и Технических регламентов, определяющие обязанность продавца (исполнителя, изготовителя) довести до потребителя необходимую и достоверную информацию до потребителя и способы ее доведения.
В целом, исходя из анализа предлагаемых изменений и дополнений, Объединение потребителей России считает, что авторы предлагаемых изменений и дополнений:

Исходят из презумпции недобросовестности субъектов общественного контроля, что недопустимо в силу общих начал гражданского законодательства.

Искажают суть общественного контроля, который является институтом дополнительной и независимой защиты прав незащищенной стороны экономического оборота –потребителя. Внесение предлагаемых изменений и дополнений направлено, скорее, на контроль за соблюдением прав предпринимателей.

Противоречат сложившимся в обществе установкам на усиление института общественного контроля, озвученным в поручениях Президента России Владимира Путина (по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека) и Председателя Правительства Дмитрия Медведева (на встрече 8 августа с партактивом Северо-Кавказского округа).

Так, в Указе Президента РФ № 600 от 7 мая 2012 г. «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» в одном из пунктов говорится о необходимости создания сети общественных организаций, которые могли бы осуществлять общественный контроль за коммунальными организациями.

После конференции
«Строительство социальной справедливости», состоявшейся в апреле 2013 года, Глава государства дал Правительству РФ первые поручения по повестке Общероссийского народного фронта, указав, что "общественность должна принимать участие в контроле за самыми важными сферами жизни. Это и ЖКХ, и потребительская сфера, и другие проблемы».

Наконец, в настоящее время, по поручению Президента РФ Владимира Путина по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека готовится к внесению в ГД РФ законопроект об общественном контроле, который поручено внести до 14 марта 2014 года. В нем предлагается расширить круг субъектов общественного контроля (некоммерческие организации, группы общественного контроля и граждане). Наряду с расширением круга субъектов общественного контроля, законопроект об общественном контроле расширяет и полномочия общественных контролеров – они получат право запрашивать информацию, проводить проверки и давать рекомендации, обязательные к рассмотрению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Исходя из изложенного Объединение потребителей России считает, что проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 45 и 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» не доработан и не основан на нормах действующего законодательства РФ, явно направлен на защиту интересов предпринимателей, игнорирует права потребителей, что приведет к повсеместному нарушению прав потребителей, причинению вреда их жизни и здоровью.