Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Новости 16-12-2013



Объединение потребителей России предлагает уменьшить число споров между потребителями и страховщиками

16-12-2013

Методика оценки убытка в ОСАГО и стандарт досудебного урегулирования убытков, которые должны сделать этот процесс понятным потребителям, уже разработаны, - сообщил руководитель Комитета по взаимодействию с предпринимателями Национального координационного Совета Объединения потребителей России Павел Шутов.

Восстановительные расходы определяются на дату ДТП с учетом условий и цен на запчасти и ремонтные работы в регионе регистрации автомобиля. Планируется задействовать электронные базы цен на комплектующие, детали, узлы и агрегаты, материалы и работы (стоимость нормо-часа). Актуализироваться базы должны не реже, чем раз в полгода.


Для досудебного урегулирования убытков предлагается создать Национальный центр досудебного урегулирования с сall-центром. Страховщики получат право выбрать форму урегулирования: согласовательную или консультативную. В первом случае страховщик выражает готовность к урегулированию спора, получив такие предложения от потребителя (его представителя или иных посредников). Конечная сумма убытка обсуждается в ходе переговоров.
Второй случай используется, когда компания не готова сразу согласиться с размером убытка и готова на дальнейшее расследование с целью доказательства своей правоты.

В итоге компания и страхователь должны подписать «рекомендации», которые компания будет вправе принять либо отвергнуть, — тогда у страхователя появляется право оспорить размер убытка в суде.
 
СТАТИСТИКА:

По данным Верховного суда, в 2012 году было рассмотрено 311 000 исков граждан к страховым компаниям, в результате которых по решениям судов взыскано более 19 млрд руб.


 
В интервью газете "Ведомости"первый зампред правления «Согаза» Николай Галушин отметил, что стандарты оценки ущерба и единые правила урегулирования очень нужны. Их отсутствие рождает массу претензий: граждан к страховщикам в случае занижения, по их мнению, величины убытка, а также страховщиков друг к другу при предъявлении регрессных требований. И то и другое увеличивает количество споров и нагрузку на суды, объясняет Галушин. Единая методика расчета убытков может стать действенным инструментом для снижения судебных споров в ОСАГО между страховыми компаниями и потребителями, согласен гендиректор юрфирмы «Главстрахконтроль» Николай Тюрников.
«И единая методика, и правила экспертизы могут существенно повлиять на рынок автострахования, давно пора было принять эти документы. Сбор мнений с участников рынка и их консолидация, надеюсь, до конца года будут завершены, а документы на уровне ВСС (Всероссийский союз страховщиков) могут быть приняты уже к февралю. Надеюсь, практически сразу регулятор их утвердит, — рассчитывает замдиректора “Эксперт РА” Павел Самиев. — Методика и правила помогут снизить давление на рынок некорректных судебных решений, уменьшить издержки, сделать порядок урегулирования убытков более прозрачным и понятным для людей».

«Наличие единых стандартов, правил проведения экспертизы должно сделать <...> результаты прозрачными, легко проверяемыми любым другим экспертом. Пока таких стандартов нет, разные эксперты (в зависимости от того, работают они на страховую компанию или ее клиента) могут получить результат, который будет отличаться в 2-4 раза», — отмечает Тюрников.

Документы, по словам президента ВСС Игоря Юргенса, направлены в ЦБ вместе с другими предложениями. Узнать реакцию регулятора в выходные не удалось. Документы «видимо, еще в пути», говорит собеседник в службе ЦБ по финансовым рынкам.

Новые правила, даже если их одобрит регулятор, быстро не заработают, предупреждает собеседник «Ведомостей»: «Нам либо придется копировать западные базы данных цен, либо создавать свои, а это потребует средств и времени». К процедуре досудебного согласования у него одно пожелание: «Обратиться к кратким формам для простоты восприятия потребителем».

Авторы стандарта досудебного урегулирования — Объединение потребителей России, зарегистрированное по одному адресу со штабом партии «Единая Россия» (Москва, Кутузовский проспект, 39). ВСС пока не принял этот документ, предупреждает Юргенс.

«Защита проектов документов должна произойти в I квартале в рамках РСА (Российский союз автостраховщиков, объединяет компании, занимающиеся ОСАГО), затем начнется процесс согласования с ЦБ. Дальше вопрос применения стандартов должен быть увязан с поправками в закон об ОСАГО», — рассчитывает Галушин. По оценке Юргенса — срок минимум до июля.