Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Новости Селектор проекта "Знак качества" - выступление Михаила Тимирева


Выступление Михаила Тимирева - руководителя службы общественного контроля «Знак качества» на дистанционном семинаре для общественных контролеров 

12-02-2014
Тема выступления: Проведение мероприятий общественного контроля.

Тезисы выступления:

1. Создание службы общественного контроля (ОК).

На постоянной основе рекомендуется создать региональную службу общественного контроля в количестве  от 4 человек, обозначить старшего, а также иметь штат волонтеров для привлечения в различных разовых мероприятиях или акции (количество не ограниченное).

Службу контроля рекомендуется организовать на базе Объединения потребителей России (ОПР) - генеральным партнером проекта Знак качества, а каждый контролер (волонтер) будет являться участником ОПР это необходимо так как партия ЕР является политической и не обладает правами проводить общественный контроль, но более продуктивным является создание регионального или местного отделение ОПР. Каждый участник ОК получит удостоверение общественного контролера с указанием Ф.И.О., должности, где  вкратце будут обозначены его права.

2. Обучение.
Главным обучающим конспектом является кодекс общественного контролера, а также бланки общественного контроля (которые и будут подсказкой при проведении ОК), также рекомендуется участие в семинарах, тренингах, изучение законодательства, а также дополнительно можно получить рекомендации в индивидуальном порядке, обратившись в центральный штаб проекта «Знак качества» (8 964 571-48-20), Вся необходимая информация размещена  на странице проекта на сайте ЕР, и на сайте ОПР. (закон о ЗПП, кодекс общ. контролера, изучение бланков, правила торговли и т.д. смотря в кокой области проводится ОК).

3. Где и по какому принципу проводим ОК.
Приоритетным источником выбора объекта для проведения ОК являются объективные с изложением сути заявления граждан, которые могут браться  в приемных партии.
Также рекомендуется осуществлять мониторинг СМИ, различные интернет форумы, сайты контрольно-надзорных органов, органов власти, местных общественных организаций с целью получения информации и планированием проведения мероприятий ОК, а также включатся в плановые проектные мероприятия «Знака качества».

При проведении ОК иметь на руках основания для посещения выбранного объекта (например: если источником информации стала публикация в СМИ, то необходимо иметь статью, либо распечатку из интернет издания, либо копию заявления от гражданина, либо присутствие самого гражданина если будет желание, которого также можно принять в ОПР).

Объекты ОК могут быть различные, это могут быть продуктовые магазины, рынки, ярмарки, вещевые магазины, медицинские учреждения, учреждения образования, управляющие компании и т. д., на любое обращение от граждан специалисты федерального центра готовы дать разъяснения каким образом в той или иной сфере проводить мероприятие ОК.

4. Подготовка к мероприятию.
Рекомендуется сделать  направление на бланке ОПР (по закону этого не требуется, но для убедительности лучше сделать) в котором указать Ф.И.О. контролеров и полномочия, адрес объекта, дату проведения ОК, с подписью руководителя регионального отделения, должны быть подготовлены бланки ОК. Старший группы должен заранее распределить роли каждого участника (кто ищет нарушения, кто проводит фото-видео фиксацию, кто заполняет бланк, кто контактирует с руководством объекта контроля и т. д.).

Рекомендуется также в качестве наблюдателей приглашать на мероприятие ОК контрольно-надзорные органы, органы исполнительной власти, а также по целесообразности уведомить руководство объекта (пример приглашения будет продемонстрирован на сайте).

5. Проведение мероприятия.

При проведении мероприятия ОК быть предельно вежливым, культурным, не вступать в споры, не поддаваться на провокации, четко по пунктам заполнять бланк ОК, вопросы в котором будут вам подсказкой и помощью при проведении ОК. При необходимости перед мероприятием (если получена достоверная информация о качестве товара или алкогольной продукции) рекомендуется провести контрольную закупку продукта, указанного в жалобе или т.д., с целью сдачи образца в роспотребнадзор для определения качества продукта (счет для оплаты за экспертизу предоставить в центральный аппарат проекта).

По прибытию на объект старший группы приглашает руководителя объекта, представляется, объясняет цель прибытия, представляет участников мероприятия, предлагает руководителю с целью объективности и открытости принять участие в мероприятии ОК. Началом ОК будет проверка информации по жалобе либо по данным о нарушениях полученные в результате мониторинга СМИ, различных интернет форумы, сайты контрольно-надзорных органов, органов власти, местных общественных организаций.

Также рекомендуется иметь при себе телефон дежурной части ОВД, а лучше моб. телефон местного участкового.

ВАЖНО: при проведении мероприятия ОК исключить слово проверка (только мероприятие общественного контроля), не под каким предлогом  (даже если приглашают)   не входить в подсобные помещения, не требовать у сотрудников объекта личных документов удостоверяющих личность, мед. книжки, не терять друг друга из виду, не оставаться один на один с руководителем объекта либо с другим сотрудником, не принимать от сотрудников объекта какие либо предметы, четко по пунктам, качественно и грамотно заполнять бланк общественного контроля  - от заполнения бланка зависит дальнейшее адекватное реагирование контрольно-надзорных органов и судей в случае подачи искового заявления, а также исключения в дальнейшем компрометирующих заявлений со стороны руководства объекта.

После заполнения бланка рекомендуется дать его для ознакомится руководителю объекта и попросить его расписаться в бланке (отказ от подписи не несет ни каких процессуальных последствий, по сути это не важно), но в случае отказа старшему группы необходимо в конце бланка сделать отметку «ОТ ПОДПИСИ ОТКАЗАЛСЯ» и поставить свой автограф.

6. Воспрепятствование мероприятию ОК.
В случае неадекватного реагирования со стороны руководства объекта и службы охраны (попытка удалить контролеров с территории объекта, чинение препятствий выбивание камер, вырывание бланков и т.д.), не в коем случае не вступать в конфликт, а спокойно выйти с территории  объекта и сразу составить акт о воспрепятствовании проведения мероприятия ОК, где зафиксировать суть отказа, а также по возможности найти двух свидетелей и зафиксировать их данные.

В случае физического воздействия на контролеров вызывать сотрудников полиции, фиксировать побои и писать заявление.

7. Фото видео фиксация.
При проведении ОК рекомендуется использовать фото видео фиксацию, а также диктофонную запись это необходимо для предоставления доказательств (в дополнение к бланкам если потребуется) это не запрещено законом. В случае негативной реакции со стороны руководства объекта или службы охраны постараться культурно и вежливо объяснить, что вы снимаете только выявленные нарушения.  

8. Завершение мероприятия общественного контроля.
После завершения мероприятия и заполнения бланка ОК информируются СМИ, выкладывается информация на сайт партии, делается отчет и направляется руководству проекта, который в свою очередь рекомендует дальнейшие действия.

На основании результатов ОК можно:
- написать требование на имя руководителя объекта о добровольном устранении нарушений;
- уведомить органы исполнительной власти о выявленных нарушениях;
- подать заявление в контрольно-надзорные органы;
- подать исковое заявление в защиту неопределенного круга потребителей.
После подачи требований, заявлений и т. д. необходимо осуществлять контроль за исполнением и реагированием руководства объекта (повторное мероприятие), контроль за ответами из органов власти и контрольно-надзорных органов (в случае не реагирования на обращения по истечению 30 дней рекомендовано обращаться с жалобой в прокуратуру на бездействие должностного лица).

Жалобы могут передаваться из одного органа в другой (например из Жилинспекции в Роспотребнадзор и т.д.) поэтому необходимо контролировать, требовать, жаловаться.

Любой объект контроля имеет свои особенности поэтому мы готовы оказать любую правовую поддержку,  проводить консультации, предоставить бланки, акты, направления, уведомления и т.д.
 Еще выступления участников семинара: 


 Алексей Корягин, руководитель  проекта «Знак качества» 

Наталия Старостина, руководитель Федерального экспертно-правового бюро проекта