НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ И КРИЗИС
Хроника потребительских настроений
2008 год
Социологические опросы с конца 2008 года достаточно определенно фиксируют ухудшение условий жизни наших соотечественников. По данным «Левада-центра», с марта по декабрь 2008 года доля россиян, материальное положение семей которых за год, предшествующий проведению опроса ухудшилось, увеличилось почти вдвое – с 17 до 32%.
Не менее наглядно изменение ожиданий: доля надеющихся на улучшение материального положения своей семьи в предстоящий год сократилась с 29% в марте до 16 % в декабре. Доля тех, кто предполагает ухудшение материального положения, выросла более чем втрое – с 7 до 23%.
В обоих случаях положительный баланс потребительских оценок сменился отрицательным.
Изменились и потребительские планы россиян. По данным того же «Левада-центра», около половины российских семей, еще летом 2008 года планировавших в течение предстоящего года осуществить те или иные крупные покупки, уже к декабрю того же года были вынуждены отказаться от своих планов, в основном из-за недостатка средств, вызванных падением собственных доходов, сокращением кредитования, неуверенностью в будущем.
В частности, из 31% наших соотечественников, желавших приобрести мебель или бытовую технику, более половины – 16% - отказались от своих планов, в том числе 12 % из-за недостатков средств. Из 13% россиян, планировавших купить автомобиль, от своих планов отказались 9%, в том числе 8% - из-за нехватки средств. Из 12% собиравшихся отдохнуть за границей от этих планов отказались 6% (5% из-за нехватки средств), из 9% намеревавшихся оплатить медицинские услуги отказались от этих намерений 4%. (3% из-за нехватки средств), из 8% планировавших купить жилье не стали этого делать 6% (5% из-за нехватки средств), из 8% предполагавших оплатить учебу отказались от своих планов 2% (все из-за нехватки средств).
26 августа 2009 г. В ожидании второй волны кризиса
Практически две трети россиян думают, что осенью возможна вторая волна кризиса. При этом до четверти населения страны считает, что в течение полугода «экономическая ситуация в стране» и их «собственное финансовое положение» ухудшатся. Однако в январе 2009 года таких было больше – до одной трети всего населения. Наибольший пессимизм проявляют наименее обеспеченные группы населения, представленные в опросах «Левада-Центра» как те, кому «денег не хватает даже на продукты» или «хватает только на продукты» (в совокупности они составляют около 40% опрошенных).
3 сентября 2009 г. Фонд «Общественное мнение»
Подавляющее большинство россиян (85%) отмечают, что в последний месяц цены на товары и услуги растут, при этом каждый четвертый заявляет, что этот рост очень сильно сказывается на семейном бюджете. Прогнозы не оптимистичны: две трети опрошенных (66%) считают, что ближайшие месяц-два повышение цен продолжится.
в начало на страницу 5